В XV веке впервые появляются рыцари в блестящих полных пластинчатых доспехах. Безусловно, закованный в пластинчатую броню рыцарь выглядел более внушительно, чем рыцарь в кольчуге.
Битва при Азенкуре, 25 октября 1415 года
На переднем плане лежит убитый боевой конь, которого не спас металлический шамфрон на голове — стрела попала в бок. Стрела с шиловидным наконечником пронзила нагрудные доспехи французского рыцаря.
Некоторые рыцари носят поверх доспехов матерчатые жюпоны, однако большинство сражается в одних доспехах. У рыцаря справа доспехи снаружи обтянуты бархатной тканью.
Старые шлемы с вытянутыми забралами соседствуют с более современными шлемами округлой формы. Хотя многие воины носят на голове басцинет с кольчужной бармицей, большинство предпочитает большие басцинеты с пластинчатым горжетом.
Щиты почти вышли из употребления, хотя некоторые всадники щит все же имеют при себе.
Меч использовали в качестве рубящего оружия против «легкобронированных целей» — лучников и ополченцев, однако против рыцарей меч был эффективен лишь как колющее оружие.
Широкое распространение получили ударные виды вооружений: булавы, молоты и топоры.
Основным видом головного убора рыцаря к 1400 году был шлем басцинет — конической формы, с открытым лицом и съёмной кольчужной бармицей. Забрало на басцинете обычно было съёмным. В 1410 году появились удлиненные забрала.
К 1420 году относится появление большого басцинета, объединенного с горжетом. Передняя пластина горжета часто подвешивалась на шарнире, облегчая надевание басцинета. Дополнительно к басцинету могла крепиться подбородочная дуга.
Распространение получили забрала округлой формы.
Весь шлем крепился ремешками к нагрудной и наспинной пластинам.
К 1440-м годам басцинет начал уступать место саллету и армлету.
Армлет представлял собой открытый шлем с височными пластинами, застегивающимися под подбородном, и забралом.
Нижнюю часть лица и шею защищали две дополнительные пластины.
Саллет по сравнению с армлетом имел большее распространение. Он также оснащался подбородочной пластиной и горжетом, а на голове удерживался с помощью подбородочного ремня.
Как правило, шлемы имели кожаную или холщовую подкладку и амортизатор, набитый сеном, конским волосом, шерстью или паклей. В верхней части подкладка имела фестончатые вырезы, которые стягивались шнурком. Такая конструкция позволяла регулировать глубину надевания шлема. Подкладка могла крепиться заклепками или клеем.
Саллет, 1460 год
В отдельных случаях некоторые солдаты продолжали носить стёганый подшлемник.
Шлем надевали в последнюю очередь.
Туловище рыцаря защищал пластинчатый панцирь, представлявший собой холщовую основу, к которой заклёпками крепились стальные пластины. Снаружи панцирь обтягивался более дорогой тканью (например, бархатом) или кожей.
Видимые снаружи головки заклепок золотились или украшались розетками.
Пластины образовывали горизонтальные обручи, а грудь защищала одна или две большие пластины.
Панцирь надевали через голову наподобие пончо, а после этого застёгивали по бокам.
Некоторые панцири имели дополнительные застежки на одном или обоих плечах.
Снаряжение рыцаря, вторая половина XV века
Поверх кольчуги рыцарь облачен в бригандину. Конечности прикрывают пластинчатые доспехи.
Рыцарь вооружен копьем-глеве.
1. Бригандина состоят из холщовой куртки, к которой заклепками крепились небольшие пластинки металла.
Имелись два варианта бригандины: большой и малый.
Бригандина обычно отделывалась кожей, бархатом, шелком, атласом или золотом.
Заклепки распределены по горизонтали, головки заклепок луженые или позолоченные.
Бригандины поздних выпусков застёгивались по бокам.
2. Кольчужный воротник, изготовлен из колец повышенной толщины.
3. Льняной подворотничок.
4. Камзол и чулки, середина XV века. Чулки подвязаны к подолу камзола.
5. Камзол и чулки, конец XV века. Чулки стали выше, но по-прежнему подвязываются к камзолу.
Плечи с буфами по бургундской моде.
6. Боевое седло.
Деревянная основа. Передняя лука усилена железной накладкой.
7. Колесцовая шпора на протяжении века удлинялась, а в самом его конце внезапно распространение получили укороченные шпоры.
8. Стремя конца XV века.
Стремена часто имели асимметричную форму с широкой наружным и нижним сегментом. В начале столетия нижний сегмент иногда дополняли небольшим треугольным выступом.
Многие рыцари носили пластинчатый панцирь с наружной нагрудной пластиной и набедренником, составленным из металлических обручей. Под панцирем была надета кольчуга с длинным рукавом. Она состояла из тысяч и тысяч переплетенных клепанных колец.
Обычно кольчуга была чуть длиннее панциря и могла иметь стоячий воротник из более толстых колец.
Под кольчугу надевался стёганый акетон, служивший амортизатором, смягчая удары.
К 1425 году пластинчатый панцирь уступил место доспехам, которые крепились шнурками прямо к камзолу.
Английский рыцарь, 1425 год
1. Большой басцинет с шейной пластиной и горжетом.
Примерно в 1425 году появились большие басцинеты. Английские басцинеты имели большие габариты и не столь плотно прилегали к голове, как басцинеты германского образца.
2. Присоединяемое забрало на шарнирах.
3. Оплечье сторонников Ланкастеров.
4. Набедренный ремень с кинжалом-рондо.
Меч подвешен на диагональном ремне. Рукоятка меча по форме напоминает рыбий хвост.
5. Меч с надгробья Генриха V.
6. Боевая перчатка.
7. Шпора, обнаруженная под Таутоном.
Такие шпоры были распространены примерно за четверть века до сражения. До 1460 года для крепления шпор использовался одиночный ремень. Однако большинство рыцарей крепили шпоры к ногам с помощью проушин.
В гастингсском манускрипте 1485 года («Как следует вооружаться воину для битвы в пешем строю») говорится, что шнуры следует хорошо навощить, как это делают с тетивой для лука, а концы каждого шнура должны иметь латунную оковку.
Иногда шнуры делали из оленьей кожи, сочетавшей прочность и эластичность.
При необходимости воин мог быстро облачиться в доспехи. С помощью двух слуг надеть полный комплект можно было за 5-10 минут, а снять еще быстрее.
Масса обычных доспехов составляла порядка 25-35 кг, при этом их масса равномерно распределялась по всему телу.
Рыцарь, снаряжающийся для боя в пешем строю.
Этот рисунок конца XV века — единственное известное изображение камзола, надеваемого под доспехи.
Видны кольчужные вставки подмышками. Слуга надевает рыцарю кольчужную юбку. Большой шлем стоит на столе.
Рыцарь облачался в доспехи снизу вверх. Сначала он надевал рейтузы из шерстяной ткани.
На ноги надевались башмаки из толстой кожи, отделанные на подошве и пятке шнурами.
Под фланелевым камзолом не носили нижней рубахи. Вместо этого камзол имел атласную подкладку.
Рейтузы изначально доходили до бедер и подвязывались тесемками к нижнему краю камзола, однако возникла проблема. Дело в том, что при наклоне корпуса вперёд задние завязки испытывают большое натяжение и могут легко порваться. Вероятность разрыва велика даже при спокойной гражданской жизни, тем более она возрастает в бою. Поэтому, скорее всего, рейтузы подвязывали к камзолу только спереди.
Камзол имел множество отверстий для шуровки и вентиляции. Камзол усиливался кольчужными вставками, которые могли пришнуровываться к камзолу.
Колени дополнительно обматывали сукном, чтобы не натирать их о наколенники.
Рыцарь в итальянских доспехах, около 1450 года
Состоятельные английские рыцари приобретали доспехи у лучших оружейников Северной Италии и Южной Германии (Аугсбург, Нюрнберг и Ландехут). Рыцари среднего достатка довольствовались доспехами попроще. Итальянские доспехи завозили в Англию купцы.
Нагрудная пластина подвешена к левому боку на петлях с вынимаемыми шкворнями, а справа половины доспехов соединяются ремешками. Правый бок воина обычно меньше подвержен ударам.
Набедренник имеет внутренние кожаные ремни, к которым крепятся металлические пластины. Промежность защищает кольчужная юбка.
Если рыцарь действовал в пешем строю, то юбку заменяли кольчужными панталонами.
На груди виден упор для копья.
Кольчужные сабатоны обычные для итальянских доспехов. Они крепятся к поножам с помощью ряда отверстий.
1. Открытый армлет.
Внутри армлет имеет амортизатор, наполненный соломой.
Кольчужная бармица крепится к кожаному ремню, проходящему по нижней кромке армлета.
2. Забрало стыкуется со шлемом посредством двух шкворней.
3. Горжет защищает пространство между забралом и грудной пластиной.
4. К правому оплечью приклепан металлический отражатель.
5. К оплечьям пристыкованы дополнительные пластины-гардбрасы.
6. Налокотники крепятся с помощью подвижных заклепок, что позволяет избежать зазора, когда рука согнута в локте.
Нижняя часть наручей крепится к нижней части налокотника с помощью скользящих заклепок. Такое соединение позволяет осуществлять пронацию и супинацию предплечья.
7. К левому налокотнику крепится массивный вомбрас, характерный для итальянских доспехов.
8. Боевые рукавицы кожаные с холщовой подкладкой. Сверху на кожу накладываются металлические сегменты. Каждый палец защищен несколькими металлическими чешуйками.
Правая рукавица обеспечивает большую подвижность кисти.
9. Кюиссы имеют кожаный язык, которым соединяется с камзолом. Наколенники большие с итальянскими крыльями снаружи.
Поножи крепятся ремнями на внутренней стороне голени.
10. Итальянский саллет.
11. Итальянский саллет, обтянутый бархатом и украшенный позолоченными гребнями и лилиями.
Шею защищали кольчужным горжетом, который, по многочисленным сведениям, был отдельной деталью и застегивался сзади, а не спереди.
Ступни ног защищались сабатонами, которые изготавливались из металлических пластин.
Сабатон крепился на лодыжке с помощью ремешка с пряжкой. Передняя часть сабатона прижималась к стопе кожаным ремнем, в которой вставлялась нога.
Часто сабатоны и поножи соединялись парой тесемок.
Наколенники и набедренники часто объединялись вместе. В верхней части поножей имелся шкворень, который образовывал разъемное соединение с наколенником. Набедренники крепились к нижнему краю камзола парой тесемок.
Доспехи для обеих ног имели одинаковую конструкцию.
К поясу подвешивалась кольчужная юбка, защищавшая промежность и позволявшая свободно сидеть. В пешем строю и на турнирах воины могли носить кольчужные штаны, но они были очень неудобны при верховой езде.
Нагрудник соединялся с пластинчатой юбкой с помощью кожаных ремней.
В 1430 году нижняя часть юбки разделилась на две половины, которые стали со временем удлиняться.
Кираса, состоящая из нагрудной и наспинной пластин, застегивалась на правом боку с помощью ремней и пряжек. Кроме того, такие же застежки имелись на плечах.
Наручи или вомбрасы состояли из трех деталей:
— верхней в виде желоба, защищавшей плечо,
— налокотника,
— нижней в виде трубки, защищавшей предплечье.
Вомбрас просто надевался на руку как рукав рубахи и фиксировался на плече камзола парой шнурков. К 1430 году верхняя деталь стала почти такой же трубкой, как и нижняя.
Плечо в первой половине столетия защищали оплечьем, которое фиксировалось шнуровкой и ремешком. Подмышки спереди иногда прикрывали пластинками, которые обычно имели форму диска, а в центре украшались шипом.
Рукавицы имели форму раструба, костяшки пальцев украшали шипами. К 1440 году вместо рукавиц появились перчатки.
Меч подвешивался на левом боку на ремне, на правом боку обычно носили кинжал.
Для верховой езды применялись шпоры.
Английские доспехи, 1450-1500 годы
Сабатоны набраны из металлических пластинок, подвижно соединенных друг с другом.
Крылья на наколенниках не столь большие, как на итальянских доспехах, и при этом имеют сердцевидную форму.
Набрюшник обычно крепился к грудной пластине заклепками, а не ремнями.
Пластины-бесагью прикрывают подмышки.
Крылья левого и правого налокотника почти симметричны.
Вобрасы состоят из трех деталей, такая конструкция характерна для германских образцов.
Германское влияние также прослеживается в конструкции налокотников и в способе крепления доспехов к камзолу.
Боевые рукавицы пластинчатые у запястья. Левая рукавица могла быть дополнительно усилена.
После 1470 года набедренник стали делать более гибким за счёт подвески на ремнях его нижних сегментов.
Настоящую проблему представляла плохая вентиляция доспехов. Пот не мог быстро испаряться из-под пластин, поэтому рыцарь быстро перегревался, особенно если шлем был надет на голову.
Летом ситуация усугублялась тем, что солнце раскаляло доспехи.
Случалось, что рыцарь погибал в гуще боя от удушья…
Турнирные доспехи
1. Шлем с выгнутым вперед забралом.
Множественные отверстия служили для заклепок, крепящих подкладку. На правой стороне также имелись вентиляционные отверстия, иногда достаточно большого размера.
Иногда на турнирах использовали арметы с вытянутым забралом.
В конце XV века появились турнирные шлемы со съемным забралом, что позволяло превращать турнирный шлем в боевой.
Около 1500 года в Англии отмечены шлемы угловатой формы. Толстый щит, иногда отделанный по наружной стороне рогом, подвешивайся к нагрудным доспехам с помощью тесемок и дополнительно фиксировался упором.
Правую руку прикрывала специальная рукавица, распространяющаяся далеко на предплечье.
В Англии участники турниров часто использовали ножные доспехи.
2. Турнирный шлем Генриха V.
3. Высокое турнирное седло.
Седло изготовлено из дерева и обтянуто кожей.
Седло высокое, оно поднимало седока на несколько сантиметров над спиной коня. Высокая передняя лука защищала ноги седока, поэтому иногда ножные доспехи на турнир не надевали.
4. Копье для мирных турниров.
Кисть руки защищена вомплатом, само копье в момент сшибки покоилось на грудном упоре.
5. Острый наконечник для боевых турниров.
Для таких турниров использовали обычные боевые доспехи. Грангард прикрывает левое плечо и грудь, пагард защищает левый локоть.
Во время турнира после потери копий участники начинали рубиться на мечах.
6. Большой басцинет из Уимборн-Минстер в Дорсете, конец XV века. Такие шлемы носили при действии в пешем строю.
Большой басцинет ремнями крепился к нагрудной пластине доспехов.
Источники информации:
1. «Английские рыцари 1400-1500» (Серия «Новый Солдат» №18)
2. Gravett, Turner «English Medieval Knight 1400-1500»
комментарии: