Все кампании и сражения, в которых с X по XIV вв. участвовали японские монахи, были не более чем проявлением политического соперничества монастырей в Нара и на горе Хиэй.
Благодаря старинным текстам и рисункам у нас есть возможность восстановить облик coxeй с высокой степенью достоверности. Примечательно, что облик буддийского монаха практически не изменился на протяжении последних двенадцати столетий: современные монахи, которых сегодня можно увидеть на горе Хиэй, выглядят, в основном, также, как и их далекие предшественники.
Основу костюма монаха составляло кимоно, под которое надевалась набедренная повязка-фундоси. Повязка была неизменно белая, тогда как кимоно могло быть белым, желто—коричневым или шафранного цвета.
Поверх кимоно надевалась куртка, как правило, черная, которая шилась из тонкого и просвечивающего материала.
На ногах монахи носили белые носки-таби и соломенные сандалии-варадзи. Иногда поверх носков надевались высокие гетры-кайхан.
Деревянные сабо — гетa тоже часто встречались у воинствующих монахов. Гета имеют сложную форму миниатюрной скамеечки, но неизменно вырезаются из цельного куска дерева. Хотя на взгляд европейца такая обувь крайне неудобна, японцы отлично умеют носить такие сабо.
Одеяния священников имеют дополнительные предметы:
• Священники носят на голове капюшон, который обматывается вокруг головы, оставляя открытым одно лицо.
• На некоторых иллюстрациях воинствующие монахи изображены с непокрытой головой, но с лентой-хачимаки, обмотанной вокруг головы и завязанной на лбу.
• Воинствующие монахи также могли носить доспехи. Судя по рисункам в рукописях того времени, чаще всего монахи носили просто панцирь до-мару, который обматывался поверх одежды, наподобие современного бронежилета.
До-мару был традиционной разновидностью японских доспехов, он состоял из рядов кожаных или металлических пластинок, перевязанных друг с другом тонкими шелковыми шнурами. Пластинки рядами соединялись друг с другом, а сверху покрывались лаком.
Другая разновидность доспехов — йорой — отличалась большей массивностью, но носить их поверх монашеских одеяний было затруднительно.
В некоторых случаях под просторными рукавами кимоно скрывались наручи-котэ, которые представляли собой холщовую основу, на которую нашивались пластинки.
Вместо капюшона монахи могли носить шлем. На свитке Касута-Гонген. изображающем сражение между монахами из Нара и самураями клана Тайра, многие монахи показаны в полных доспехах и практически неотличимы от обычных самураев.
Обычный поясок, соединяющий полы кимоно, обычно дополнялся крепким поясом, за который затыкался самурайский меч. В то время популярными были мечи-тачи, которые затыкали за пояс режущей кромкой вниз. Для того, чтобы извлечь меч, его требовалось ухватить двумя руками.
Большинство самураев дополнительно вооружалось кинжалом-танго, который также затыкался под пояс под правой рукой.
Многие монахи были искусными стрелками, поэтому луки и стрелы активно использовались. Японский лук имеет уникальную конструкцию. Так как длина лука была сравнима с ростом человека, кроме того, из лука часто стреляли с седла, поэтому верхнее плечо лука было в два раза длиннее нижнего.
Чтобы увеличить силу натяжения, лук делался из нескольких слоев. Луки, использовавшиеся в войне Гемпей, были деревянными с накладкой из бамбука. Связки из ротанга удерживали накладки на месте, так как применявшийся клей не обеспечивал достаточного сцепления. Так как клей терял свои свойства из-за воды, лук снаружи покрывался лаком.
Стрелы изготавливались из бамбука. Зарубка на задней части стрелы делалась для прочности сразу за коленом, оперение стрелы состояло из трех птичьих перьев.
Тетиву свивали из растительных волокон, как правило из конопли или китайской крапивы. Тетиву вощили, чтобы придать ей твердость и гладкость.
В некоторых случаях лук был настолько тугим, что его приходилось натягивать вдвоем. Традиционно, из лука стреляли, сидя в седле, при этом левая рука стрелка была вытянута прямо вперед, а правая рука оттягивала тетиву к уху.
Традиционным оружием монаха было режущее копье — нагината. Клинок нагинаты насаживался на длинное древко овального сечения, облегчавшее захват. На другом краю древка помещалась железная чашка, которая балансировала оружие.
Клинок нагинаты конструктивно напоминал клинок меча и ковался по той же технологии, а форма клинка нагинаты колебалась в широких пределах.
В некоторых случаях клинок был значительно шире, чем у меча, внешне напоминая гигантскую алебарду.
В XI-XII веках распространение получила сёбузукури-нагината с длинным клинком и укороченным древком, по длине лишь ненамного превосходящим клинок.
Позже клинок нагинаты стал короче, а древко — длиннее.
Монахи отличались достаточно сложным характером и были уверенны в себе. В «Хейке-Моногатари» говорится о монахах из Миидера: «Все они отважные воины, вооружены луками и стрелами, мечами и нагината, каждый из них стоит тысячи обычных воинов, им все равно, кого встретить в бою: бога или дьявола».
На демонстрациях воинствующие монахи обычно носили одеяния и доспехи, но оставляли головы непокрытыми. Их бритые головы украшал отросший за несколько дней ежик, а повязка на лбу не давала поту лить в глаза.
В руках они несли молитвенные четки.
Воинствующие монахи XVI века отличались меньшим единообразием в одежде. Некоторые из них носили обычные кимоно и накидки, тогда как на диораме в Оказаки воины Икко-икки показаны в монашеском облачении, с выбритыми головами, некоторые имели доспехи.
На других иллюстрациях можно увидеть, что Икко-икки мало похожи на традиционных монахов, и одеваются довольно пестро, по-крестьянски.
Их командиры могли носить самурайскую одежду и доспехи.
Доспехи XVI века представляли собой дальнейшее развитие панцирей до-мару. Шнуры теперь шли парой, оплечья стали меньшего размера. У многих панцирей нагрудная пластина стала цельной и считалась пуленепробиваемой.
Встречались и старомодные до-мару, особенно у бедных самураев. Рядовые солдаты-асигару носили простой нагрудник окегава-до. Этот нагрудник был дешев, потому часто встречался у Икко-икки.
Оружие многих воинов состояло из меча и кинжала или нагината. Прямое копье, которое появилось в XIV в., также часто встречалось у воинствующих монахов.
Некоторые из воинствующих монахов вооружались аркебузой. Аркебуза с простым фитильным замком завезли в Японию португальцы в 1543 голу. Храмы секты Синею активно использовали аркебузы.
Скорее всего, армии Икко-икки были достаточно хорошо организованы и оснащены и их нельзя назвать просто толпой вооруженных крестьян.
Характерной чертой армий Икко-икки были штандарты с буддийскими лозунгами. Многие из них были вытянуты в длину, представляя собой нобори, закрепленные па Г-образном древке. Чаше всего на штандарте писалась молитва амидистов: «Наму Амида Буцу» («Приветствуем Будду-Амида»).
Встречалась также надпись типа «Тот, кто наступает, будет спасен, отступающий отправляется в ад».
Воины секты Лотоса несли на штандарте девиз «Наму Mёxo Peнге Кё» («Приветствуем Лотос Божественного закона»).
Встречалась и другая буддийская символика, например, сотоба — серия фигур, символизирующих взаимоотношения человека и небес, а сектанты из Исияма-Хонгандзи часто использовали на штандартах изображения журавля.
Источники информации:
1. «Японские монахи-воины 949-1603 гг.» (Новый солдат №48)
комментарии: