Сразу после Февральской революции в России украинское национальное движение всколыхнуло военные части Крыма. Уже в марте 1917 появилась Севастопольская Украинская черноморская община во главе с 24 лицами – представителями общественных организаций, воинских частей и кораблей флота.
Первым руководителем общины стал общественный деятель, профессор Вячеслав Лащенко, заместителями — учитель Николай Коломиец и матрос Михаил Пащенко.
В состав совета также вошли три старших офицера:
— подполковник по адмиралтейству Владимир Савченко-Бильский,
— подполковник, прокурор Черноморского флота Вадим Богомолец,
— корабельный инженер Николай Неклиевич.
Владимир Савченко-Бельский (1867 год—?) — генерал-хорунжий Украинского Державного Флота, украинский военно-морской теоретик, видный деятель украинского военно-морского движения и украинской военной эмиграции.
В периоды с 19.05.1920 по 11.07.1920 годы, 25.07.1920 по 17.11.1920 годы и с 04.07.1921 до начала 1924 года был начальником Главной Морской Управы флота УНР.
Вадим Михайлович Богомолец (22 октября 1878 года, Санкт-Петербург — 19 апреля 1936 года, Париж) — генерал-хорунжий Украинской Державы, военно-морской юрист, военный атташе УНР в Румынии.
Автор первого украинского закона о флоте.
Двоюродный брат академика Александра Александровича Богомольца.
В начале апреля 1917 года Украинская черноморская община устроила украинскую манифестацию в Севастополе, в которой приняло участие большое количество матросов Черноморского флота. Поздравить эту манифестацию приехал тогдашний командующий Черноморским флотом адмирал Колчак.
Как вспоминал очевидец, Александр Васильевич Колчак произнес перед манифестантами такую речь:
«Вот мне выпала честь говорить с Украинцами, которые собрались здесь заявить о своем существовании, наглядно его засвидетельствовать. Черноморский флот, управлять которым я имею честь, на 90% состоит из сыновей этой нации.
Я не могу не приветствовать украинскую нацию, которая дала мне лучших моряков, которые только существуют на свете…»
Одним из первых в Крыму был украинизирован Севастопольский флотский полуэкипаж, командиром которого был подполковник по адмиралтейству Владимир Савченко-Бельский. Матросы изготовили замечательный Украинский флаг с портретом Т. Г. Шевченко, а оркестр полуэкипажа сразу научился играть гимн «Ще не вмерла Украина».
Однако мощным соперником украинского национального движения стал Севастопольский совет матросских депутатов, или — Центрофлот, где преобладали влияния большевиков и русских социал-революционеров. Многие матросы-украинцы, даже признавая себя сторонниками общины в национальном отношении, в социальных вопросах все равно прислушались к лозунгам Центрофлота.
12 июля 1917 года на мачте эскадренного миноносца «Завидный» был поднят украинский флаг. Это событие произошло по инициативе одного из руководителей севастопольской общины боцмана Ивана Прокофьевича, который служил на «Завидном». Вскоре украинские флаги подняли линейные корабли «Синоп», «Борец за Свободу» («Пантелеймон»), крейсер «Память Меркурия», транспорт «Прут», несколько миноносцев и подводных лодок (в частности — «Нерпа»).
Крейсер «Память Меркурия»
В ноябре 1917 года также удалось склонить к украинизации и команду современного дредноута Черноморского флота «Воля» («Свобода»).
Следует также упомянуть о том, что украинские советы были созданы на Балтийском флоте, в Каспийской флотилии и флотилии Северного Ледовитого океана. Больше моряков-украинцев было на Балтийском флоте, где даже был создан Украинский военно-революционный штаб.
В начале ноября 1917 года в Севастополе был создан Черноморский морской курень имени гетмана П. Сагайдачного, состоявший из украинцев, значительная часть которых разделяла большевистские взгляды. Это курень был организован силами Севастопольской Украинский черноморской общины. В его состав вошли почти все руководители и активные члены общины. Состоящий из 612 офицеров и матросов 24 ноября 1917 курень прибыл в Киев. Командиром куреня был подполковник Плещук.
22 декабря 1917 генеральным секретарем морских дел Центральной Рады был назначен известный общественный деятель Дмитрий Антонович, который, правда, не имел никакого отношения к морским делам, но был добросовестным и порядочным человеком. Приказом ч. 2 от 23.12.1917 по генеральному секретариату морских дел состоялось назначение первых трех старшин украинского флота:
— подполковник по адмиралтейству Владимир Савченко-Бельский занял должность директора канцелярии генерального секретариата морских дел,
— подполковник военно-морского судебного ведомства Вадим Богомолец – занял должность юрисконсульта секретариата,
— старший лейтенант Михаил Белинский стал заведующим контроля секретариату.В распоряжение генерального секретаря морских дел должны были перейти украинизированные корабли Черноморского флота, Дунайской военной флотилии, а также — торговые суда Черноморского и Азовского морей. Однако территория полномочий Дмитрия Антоновича фактически ограничивалась только портами Херсонской губернии, прежде всего — Одессы. Именно она должна стать базой Украинской флота. Не украинские корабли должны были отойти в Севастополь. Правда, это была лишь теория, на практике украинское влияние в Одессе и на Черноморском флоте было очень малым для того, чтобы воплотить в жизнь эти планы.В конце декабря 1917 генеральный секретарь морских дел отдал приказ о переводе из Севастополя в Одессу всех украинизированных кораблей. Центрофлот запретил выполнять этот приказ, однако корабли вскоре благополучно добрались Одессы. В Севастополе остался дредноут «Воля», настроения матросов которого склонялись то на сторону Центральной Совета, то на сторону большевиков.Вскоре в Одессе собрались все украинизированные корабли Черноморского флота. Туда же прибыли и несколько кораблей, которые поддерживали Центрофлот — для «наблюдения» за Украинцами.
Всего в Одессе собрались:
— линейные корабли «Ростислав», «Синоп»,
— крейсер «Память Меркурия»,
— эсминцы «Зоркий», «Завидный»,
— минные заградители «Алексей», «Дунай»,
— посыльное судно «Алмаз»,
— 2 тральщика,
— 5 военных транспортов,
— некоторые другие суда.
Однако настроения среди моряков были смутные — большинство склонялось на сторону большевиков.
Между тем вспыхнула Первая украинско-большевистская война, и вооруженный конфликт вот-вот должен был докатиться до улиц Одессы. В городе расположилась мощная красная гвардия, которую поддерживали большевистские войска Одесского военного округа и Румынского фронта. С другой стороны, в распоряжении местных представителей Центральной Рады находилась Одесская гайдамацкая дивизия. В случае возникновения вооруженного противостояния одесские гайдамаки имели все шансы на выигрыш, поэтому для большевиков было важным перетянуть на свою сторону украинских моряков.
Местным большевикам удалось самостоятельно переагитировать команду линейного корабля «Синоп», которая приняла их сторону. Сложнее было с другими кораблями. Чтобы переагитировать их команды, из Севастополя вскоре прибыли большевики-пропагандисты — матросы Балтийского и Черноморского флотов.
Матрос Кривошеев, руководивший присланной агитационной группой, вспоминал:
«… я отправился на «Ростислав» и выступил там перед командой, которая, выслушав меня, немедленно приняла мою резолюцию о подчинении корабля советской власти. Национальный флаг Петлюры с грот-мачты был приспущен на палубу, здесь же разорван и выброшен за борт. После этого вынес тождественную резолюцию «Алмаз», за ним миноносец «Зоркий» и заградитель «Дунай».»
22 (9) января 1918 года Дмитрий Антонович предпринял попытку вступить в фактическое командование украинизированными кораблями в Одессе и отдал приказ личному составу этих кораблей никаких распоряжений, кроме его, не выполнять. Однако было уже поздно. Даже «Память Меркурия» фактически отказался подчиняться Д. Антоновичу. В тот же день появилось заявление команды крейсера, адресованное другим матросам, солдатам и одесситам, которое заканчивалось такими словами:
«Сплотимся же, товарищи, в одну единую могучую силу, которая проложит путь в царство социализма. Долой все провокации, которые носятся про нас. Да здравствует братство, равенство и свобода для всего трудового народа.»
Украинские власти рассчитывали на команду дредноута «Воля», который в случае вооруженного конфликта планировалось из Севастополя срочно вызвать в Одессу. Но надежды оказались напрасными. Команда «Воли» накануне боев с красногвардейцами в Одессе также перешла на сторону большевиков.
В ночь с 27 на 28 января 1918 года (с 14 на 15 по старому стилю) в Одессе вспыхнули уличные бои между красногвардейцами и гайдамаками. Украинские войска побеждали, и тогда местный ревком приказал боевым кораблям открыть огонь по расположению гайдамаков. Всего за 29-30 января корабли «Синоп», «Ростислав», «Завидный» и «Дунай» выпустили по Одессе более 100 снарядов калибром от 3-х до 6-ти дюймов.
30 (17) января уличные бои в Одессе закончились победой большевиков…
В Одессе не покорился большевикам лишь маленький транспорт №56, который хоть и был вынужден прибегнуть к нейтралитету, но на нем продолжал гордо реять украинский флаг. Вскоре транспорт был разоружен красногвардейцами.
Между тем вспыхнули уличные бои и в Киеве, где находился Черноморский морской курень. Еще в середине января 1918 года, на фоне вооруженной борьбы между войсками Центральной Рады и сторонниками Совнаркома, большинство личного состава куреня была демобилизована.В нем осталось 225 моряков, которые впоследствии принимали активное участие в киевских уличных боях с красногвардейцами на Подоле.
Когда в Киев вошли большевистские войска, все моряки куреня, оставшиеся на месте, были арестованы и заперты в Оперном театре. 12 или 15 из них — преимущественно старшин и руководителей, впоследствии были казнены, остальных большевики куда-то вывезли…
Работа по восстановлению украинских военно-морских сил началась лишь с возвращением войск Центральной Рады в Киев в начале марта 1918 года.
16 марта 1918 года по инициативе местных украинских морских кругов был создан «штаб морского начальника в районе Одесского военного округа», который возглавил капитан 1 ранга Яков Шрамченко.
После вступления в Одессу немецких и австро-венгерских войск в городе также был создан Украинский морской совет во главе с матросом Босым. Однако вскоре немцы запретили деятельность любых советов..
20 марта 1918 года начальником всех австро-венгерских войск в Одессе был назначен фельдмаршал-лейтенант фон Эссер, немецких — полковник Фогель. Комендантом одесского порта стал генерал-майор фон Цейдлер. Новые начальники сразу заявили, что будут признавать только официальных и полномочных представителей Украинской Народной Республики.
Остальные организации они считали недействительными. Несмотря на это, почти сразу между немцами и официальными представителями УНР возникли разногласия по морским делам.
Капитан 1 ранга Шрамченко приказал вывесить на всех транспортах, стоявших в порту, украинские флаги. Немцы потребовали снятия украинских флагов и замены их на турецкие. Моряки отказались это сделать. Немцы отступили, но подали жалобу на Шрамченко своему командованию.
Тем временем в Киеве началось оживленное развитие учреждений морского ведомства. 18 января 1918 года Центральная Рада утвердила подготовленный генеральным секретариатом морских дел «Временный закон о флоте УНР » («Тимчасовий закон про фльоту УНР»), в котором, в частности, говорилось о провозглашении «Флотом УНР» всего военного и торгового Черноморского флота. Согласно этому закону, все порты на Чёрном и Азовском морях переходили в распоряжение УНР, а корабли были обязаны поднять украинский флаг.
Первый вариант флага флота УНР от 14.01.1918 года
«Временный закон о флоте УНР» был объявлен в приказе по Морскому ведомству (переименован в генеральное секретарство морских дел) ч. 8 от 13 марта 1918 года.
14 марта 1918 Морское ведомство было подчинено военному министру УНР Александру Жуковскому. Отныне именно от имени военного министра выходили все приказы. Организационными и военными мерами, связанными с делами флота, должны были заботиться товарищи военного министра по морским делам. Эту должность в 1918 году занимали:
— капитан 2 ранга Овод (1.05-3.05.1918 г.),
— капитан 1 ранга (впоследствии — контр-адмирал) М. Максимов (3.05-10.10.1918 г.; 20.10-14.11.1918 г.),
— капитан 1 ранга Свирский (10.10-20.10.1918 г.),
— контр-адмирал Гадд (14.11-16.12.1918 г.).
После начала противогетманского восстания в ноябре 1918 года военно-морские учреждения в Киеве начали разваливаться. Офицеры и даже адмиралы просто дезертировали из своих должностей и в большинстве отправились на юг — в распоряжение белогвардейского командования. Формально к 16 декабря 1918 года заместителем военного министра — руководителем украинского военно-морского ведомства оставался контр-адмирал Андрей Гадд.
25 декабря 1918 года Морское ведомство было реорганизовано в Министерство морских дел УНР (или — Морское министерство УНР). Морским министром был назначен один из активных украинских военных деятелей старший лейтенант Михаил Белинский. Поскольку УНР потеряла доступ к морю и избавилась линии реки Днепр, морской министр сосредоточил свою энергию на формировании дивизии морской пехоты. В конце концов, 24 апреля 1919 года Михаил Белинский был отстранен от должности морского министра и впоследствии назначен начальником дивизии морской пехоты, которая должна быть сформирована.
С 24 апреля 1919 года временным руководителем Морского министерства УНР стал капитан 1 ранга Николай Злобин. 24 сентября 1919 года Морское министерство УНР было отменено, а на его месте было создано Главное управление военно-морского флота Военного министерства УНР.
В декабре 1919 года личный состав управления военно-морского флота вместе с другими учреждениями Военного министерства УНР оказался на территории Польши. Деятельность управления по 1 января 1920 года была временно приостановлена.
20 марта 1920 года, когда между Главным атаманом С. Петлюрой и польским правительством было достигнуто предварительное согласие о совместной борьбе с Советской Россией, была восстановлена деятельность Военного министерства УНР. В тот же день в составе министерства появилась Главная военно-морская управа. Она располагалась в польском городе Жешув (Ржешов) — там же, где и другие учреждения Военного министерства УНР. Начальником управы стал капитан 1 ранга Николай Злобин.
Летом 1924 году армия и Военное министерство УНР были ликвидированы, а украинские военные стали обычными жителями Польши. Значительная их часть выехала в западные страны.
Униформа ВМС УНР 1917 — 1921 годов
Система знаков различия украинских моряков времен Центральной Рады базировалась на приказе морского ведомства Временного правительства №125 от 16 апреля 1917 года, но с некоторыми отличиями.
Согласно вышеупомянутому приказу, на российском флоте было отменено ношение:
1) погон,
2) офицерских шарфов,
3) императорских вензелей на оружии,
4) кокард старого образца.
Несколько позже было также предписано спороть на всех видах униформы пуговицы старого образца — с двуглавым орлом.
Вместо погон, как знаков различия, устанавливались нарукавные нашивки.
До момента разработки новой униформы, согласно приказа от 21 мая 1918 года (ч. 21), на украинском флоте должны были носить униформу образца 1917 года, но с кокардой Украинского государства, в то время — щитом желтого металла с голубым полем и изображением Архистратига Михаила.
На украинском флоте широко использовалась фуражка, введенная морским ведомством Временного правительства 21 апреля 1917 года. Фуражка была черного цвета, с черным прямым козырьком. Околыш имел размер 1,5 дюйма и покрывался черной лентой.
Поля тульи выступали за околыш на 1 дюйм.
В летнее время тулья покрывалась белым полотняным чехлом.
Вместо подбородочного ремня на фуражке был золотой шнур.
15 июля 1918 приказом № 166/28 по Морскому ведомству Военного министерства Украинского Государства была введена новая униформа для Украинского флота.
Командующий Украинским флотом контр-адмирал Вячеслав Клочковский, ноябрь 1918 года.
На фуражке был морской «краб» — круглая кокарда с якорем в обрамлении дубовых листьев и с трезубцем с крестом над ней.
Старшина 1-го Гуцульского полка морской пехоты, осень 1919 года.
Униформа для морской пехоты Действующей армии (Дієвої армії) УНР была введена приказом Морского министерства ч. 18/132/74 от 16 апреля 1919 года.
Сначала воины 1-го гуцульского полка морской пехоты носили ту форму, в которой они поступили в это формирование.
В мае 1919 года интендатура выдала командованию морской пехоты хорошее чёрное сукно, из которого впоследствии в Каменце-Подольском на весь полк были пошиты черные морские мундиры. Эти мундиры были такого образца: — Старшины
Мундир — черный френч с пуговицами с морскими якорями (российскими или австрийскими), черный нарукавный знак на левом рукаве выше локтя, с якорем посередине и с малиновыми кантами.
Воротник и обшлага обшивались малиновым кантом; кроме того, когда в Действующей армии УНР были введены цветные петлицы, некоторые старшины также нашили на воротники своих мундиров малиновые петлицы. Штаны — черные, длинные на выпуск (до ботинок), с малиновыми кантами; второй вариант брюк — черные галифе с малиновыми или золотыми лампасами. Фуражка — черная суконная, с суконным козырьком, с кокардой общеупотребительного в Действующей армии УНР образца. Шинель — черная, с малиновыми петлицами и кантами. Погоны — черные, образца 1918 года, с золотым якорем и шифровкою «1Г» (для 1-го гуцульского полка морской пехоты) и «2» (для 2-го полка).
Знаки различия, введенные в 1919 в 1-м Гуцульском полку морской пехоты ДА УНР:
1, 2 – погоны 1 и 2 полка морской пехоты;
3 – роевой;
4 – чотовый;
5 – бунчужный;
6 — хорунжий;
7 – поручик;
8 – сотник;
9 – атаман;
10 – подполковник;
11 – полковник;
12 – начальник дивизии морской пехоты;
13 – морской министр.
Отличия — из желтого галуна, нашивались на нижней части рукавов (как в Галицкой армии), у старшин морской пехоты сохранились такие же ранги, как и в Действующей армии УНР, но с добавлением к ним слов «морской пехоты».
— Подстаршины и моряки
Были одеты в черные френчи, брюки на выпуск, шинели.
На голове они носили черные суконные бескозырки с лентами, на рукаве желтый якорь с одним малиновым углом, взводный — якорь с двумя такими же углами, бунчужные — с тремя.
Подстаршина 1-го Гуцульского полка морской пехоты, осень 1919 года.
Морской инженер, капитан 2 ранга, 1918 год.
Мичман команды бронепоезда «Черноморец», 1920 год.
Адъютант, лейтенант флота
Погоны на плечах лейтенанта были введены 15 июля 1918 года.
Знаки различия офицеров ВМС УНР
Знаки различия на рукавах, которые использовались в украинском флоте в первой половине 1918 года:
Прапорщик
Подпоручик
Мичман
Лейтенант
Старший лейтенант
Капитан 2 ранга
Капитан 1 ранга
Адмирал
До 15 июня 1918 года — времени выхода закона про новую униформу — в Украинских ВМС использовались галунные знаки различия офицеров, которые нашивались вокруг нижнего края рукава кителя, тужурки и пальто:
— прапорщик по Адмиралтейству — узкий галун;
— подпоручик по Адмиралтейству — широкий галун с завитком;
— мичман и поручик по Адмиралтейству — широкий галун с завитком и один узкий галун под ним;
— лейтенант и штабс-капитан по Адмиралтейству — широкий галун с завитком и два узких галуна под ним;
— старший лейтенант и капитан по Адмиралтейству — широкий галун с завитком и три узких галуна под ним;
— капитан 2 ранга и подполковники по Адмиралтейству — широкий галун с завитком и один широкий галун под ним;
— капитан 1 ранга и полковники по Адмиралтейству — широкий галун с завитком и два широких галуна под ним;
— адмирал и генерал по Адмиралтейству — широкий галун с завитком и три широких галуна под ним.
Ширина узкого галуна — 1,1 см, широкого — 3,3 см.
Над знаками различия нашивался тризуб с крестом.
Золотой галун носили офицеры флота, инженеры-механики, офицеры по Адмиралтейству, которые выдержали полный офицерский экзамен, прапорщики и гидрографы.
Серебряный галун носили офицеры по адмиралтейству, которые не выдержали полный офицерский экзамен, служащие военно-судебных и военно-медицинских подразделений, а также корабельные инженеры.
Кроме того, офицеры-специалисты носили под нижним галуном кайму определенных цветов:
1. Корабельные инженеры — красный.
2. Служащие военно-судебных учреждений — малиновый.
3. Гидрографы — синий.
4. Врачи — белый.
15 июня 1918 года вместо нарукавных нашивок были введены погоны.
Одновременное ношение нашивок и погон было запрещено.
Мичман
Лейтенант
Старший лейтенант
Капитан 2 ранга
Капитан 1 ранга
Контр-адмирал
Вице-адмирал
Адмирал
Поскольку эту униформу никто не отменял, украинские военные моряки носили ее до 1924 года — времени ликвидации Армии и флота Украинской Народной Республики.
Источники информации:
1. Тинченко «Военно-морские силы Украины 1917 – 1921 гг.»
комментарии: