Обмундирование реестровых казаков было сравнительно однородным и обычно состояло из:
— суконного кафтана (свитки),
— округлой шапки с меховой опушкой,
— шаровар и мягких сапог без каблуков.
Казацкая старшина своим внешним видом напоминала польскую шляхту, отличаясь богатством одежды и вооружения.
Куренной атаман
(реконструкция Руденко)
На куренном атамане длинный суконный жупан, украшенный «пасмантерией» — рядами серебряного галуна, крашеной шерсти и серебряных пуговиц.
Полы жупана подвёрнуты, чтобы они не мешали при движении.
Жупан подпоясан поясом «рыцарского» красного цвета и двумя ремнями кавказского образца.
На поясе размещены кошелёк, мешочек для пуль, пороховницу, натруску, персидский кинжал, ложку и вилку в кожаном чехле.
Кожаная сумка, баклажка с водой или «горилкой», лядунка размещены на груди и за спиной.
Шапка-шлык с бархатным верхом и опушкой из меха лося имеет украшение – серебряный, украшенный янтарём аграф – крепления для перьев ястреба.
В шапке находится небольшая «люлька» — трубка для курения.
Предплечья защищены наручи-карваши – часть снаряжения польского крылатого гусара.
В середине XVII века казаки носили жупаны длинные или короткие по колено, однобортные, в талию, с цельнокроеной спинкой, небольшим воротником-стойкой, с запахом на левую сторону, изредка на правую.
Жупан – верхняя одежда восточного происхождения, пришедшая в Украину через Венгрию и Польшу.
На жупане не делали отложного воротника, он всегда пришивался стоечкой.
Для придания полам жупана трапециевидной формы, если не позволяла ширина ткани, в бока вшивались клинья и дотачивались углы на полах.
Реестровый казак
(реконструкция А.Харченко)
Реестровый казак одет в жупан, на поясе которого размещено всё необходимое снаряжения для ведения войны и бытовые вещи. Полы жупана подвёрнуты.
Рукава жупана были широкие в плечах, длинные и сужающиеся к запястью. Окончание рукава виде так называемого «собачьего уха». Рукав застёгивался на пуговицы или крючки.
Реестровый казак
(реконструкция Н.Пострелко)
На казаке жупан из добротного сукна, меховая шапка и сапоги.
Его вооружение – мушкет и сабля.
Жупаны застёгивались на пуговицы из кручёного шнура, паяные и литые латунные, свинцовые, реже серебряные.
Многие жупаны обшивались по месту сшива верхней ткани и подкладки шнуром. В этот же шнур на груди и рукавах вставлялись (ушком) пуговицы. С противоположной стороны нашивались петли.
Существовали и иные варианты крепления: например, пуговицы нашивались на самые края борта, а петли вставлялись в пробитые дырочки на лицевой ткани.
Изготовлялись казацкие жупаны из домотканого сермяжного сукна белого, серого и коричневого цветов; в иконографии встречаются грязно-жёлтые и зелёные оттенки.
Жупаны также шили из различных дорогих тканей на праздники. Стоит остановиться на цветовой гамме сукон и её значении. Красные, синие, зелёные, жёлтые цвета символизировали достаток и благородность владельца. Такой жупан берегли, ведь стоимость его во много раз превышала стоимость жупана, пошитого из простой сермяжной ткани.
Во время траура, погребальных церемоний и во время поста носили жупаны из чёрного сукна. Наряду с суконными шили жупаны стёганые, с хлопком или шерстью внутри. Такие жупаны могли изготавливаться из сукна, недорогих киндячных тканей, различных сортов шёлка.
Сермяга народный кафтан, в общих чертах похож по крою на жупан, с небольшим воротником, с клиньями по бокам, отрезной по линии талии, застёгивался на левую сторону. Шились сермяги из разного цвета (белого, серого и коричневого) домотканого сукна (цвет некрашеной шерсти) без подкладки.
На сермягах, реже жупанах, могло и не быть пуговиц, в этом случае они застёгивались на крючки, иногда место пришивки крючков закрывалось нашитой тесьмой.
Верхняя тёплая одежда казаков, надеваемая на жупан или свиту-сермягу, состояла из следующих видов:
— гермяк (ярмяк) — тёплая верхняя одежда, с меховым воротником и пуговицами по пояс, иногда декорировалась петлицами из тесьмы;
— опанча — суконный плащ с воротником, из сукна или меха, мог иметь подкладку из кожи или недорогой ткани;
— ферязь — плащ с широкими рукавами, с пуговицами и петлями;
— делия;
— манты;
— катанка — разновидность короткой, белой или серой сермяги, возможно, окрашенной;
— копеняк — широкий суконный, валяный плащ с рукавами, подшивался киром;
— вильчура-бурка.
Наравне с опанчой (суконным плащом) популярны были у казаков разных фасонов суконные делии. Делия была популярна в военной среде в разных вариантах кроя с короткими и длинными рукавами, длинной или короткой по колено.
Иногда делии (как опанчи и катанки) украшались цветными петлицами из тканой тесьмы. У старшины такие петлицы могли быть из плетёного серебряного или золотого галуна. Застёгивалась делия на пуговицы и шнуры.
Шили верхнюю тёплую одежду из тканей различных сортов в сочетании с мехами, у старшины из ткани и меха высших сортов.
Джура
(реконструкция С.Федченко)
Джуры – юноши, пребывая среди реестровых казаков – мастеров военного дела, приобретали боевой опыт.
По типу одежды и вооружения джуры почти ничем не отличались от остальных реестровых казаков.
На джуре тёмный суконный жупан, шаровары, суконная шапка с меховой оторочкой.
Вооружён он бандолетом – карабином небольшого калибра.
Вооружение реестрового казака состояло из пищали, пистолета или бандолета, сабли, а также короткой (около 2 м) пики, применявшейся как в конном, так и в пешем бою.
В 1651 году многие казаки имели вместо пищалей «ручницы», то есть мушкеты или аркебузы западно-европейского типа, частью захваченные у поляков, частью присланные из Московской Руси или купленные за границей.
Наряду с огнестрельным оружием, у них встречались также луки.
С середины XVII века приобретают популярность пороховницы из кости коров. В них хранили гранулированный порох.
Некоторые пороховницы имели поворотный дозатор на мерку пороха.
12. Бандалет.
Укороченный карабин, который носился через плечо на перевязи-бандольере.
Готовые заряды хранились в патронташе – лядунке. Бумажный патрон содержал меру пороха на один выстрел и пулю.
Состоятельные казаки использовали наплечные металлические лядунки, большинство же – деревянные или из твердой кожи.
21. Снаряжение конного казака.
22. Трубка с кисетом и кресалами.
Источники информации:
1. Васильев «Битва под Берестечком 1651»
2. Липа, Руденко «Вiйсько Богдана Хмельницького»
комментарии: