Впервые л.-гв. Кавказско-Горский взвод (увеличенный в 1830 году до полуэскадрона) получил свое обмундирование в июне 1829 года, спустя месяц после прибытия в Петербург. Созданием формы и табеля мундирным и оружейным вещам горцев занимался специальный комитет при Гвардейском штабе в составе:
— генерал-адъютанта В.В. Левашова,
— генерал-кригскомиссара Линдена,
— командующего резервными дивизионами полков гвардейской легкокавалерийской дивизии генерал-майора Офенберга,
— полковника л.-гв. Казачьего полка Николаева,
— первого командира горцев ротмистра Султан-Азамат-Гирея.
Учитывая, что все строевые чины взвода являлись представителями горской аристократии, для них предусматривалось особенно дорогое обмундирование.
Самый существенным правилом, которому следовал комитет, было «руководствоваться примером национальной одежды при постройке образцового платья». Поэтому, разрабатывая обмундирование и образцы защитного вооружения для горцев, комитет ориентировался на национальную одежду и оружие кабардинцев и черкесов, почти не менявшиеся со времен средневековья, в результате чего и был создан неповторимый облик горца конвоя, будто появившегося из далекой древности.
Сходство принятой формы с национальным костюмом было настолько сильным, что иногда даже профессиональные исследователи принимают одежду жителей Северного Кавказа за форму чинов л.-гв. Кавказско-Горского полуэскадрона.
Нижние чины полуэскадрона — юнкера и оруженосцы — почти все обмундирование получали от казны.
В состав их парадной формы входили оригинального покроя куртка, бешмет, шаровары, наколенники, ноговицы, чувяки.
Куртка шилась из дорогого высококачественного сукна алого цвета с подкладкой местами желтым коленкором. Она представляла собой застегивающийся на крючки от талии до воротника однобортный приталенный кафтан с пришивной юбкой, с глухим стоячим воротником, имеющим закругленные края, рукавами до локтя и с выкроенными спереди в виде клиньев полами длиной выше колена на полтора вершка.
Алый цвет куртки являлся среди кабардинцев отличительным знаком их знатности и высокого достоинства.
Элементы формы нижних чинов горцев имели отделку серебряными галунами, положенную в прочих частях гвардии и армии только для офицеров. Тем самым подчеркивалась их избранность и дворянское происхождение (которого не имели нижние чины других гвардейских и армейских частей).
Особую красоту и нарядность куртке придавала отделка серебряным галуном: широким — для обшивки верха патронных гнезд, вокруг них и под ними в два ряда, и узким — для обшивки по борту, вокруг подола, по краю рукавов, низу патронников и нижнему краю треугольных карманов. Воротник обшивался по верхнему, нижнему и боковым краям узким галуном, из такого же галуна шла нашивка посередине, параллельно верхнему и нижнему краям.
Галун имел особый «кавказский» рисунок плетения — посередине шла золотая полоска, а края имели обстрочку из черного шелка.
Украшением и одновременно хранилищем боевых зарядов служили шестнадцать патронников, или газырей, делавшихся из «карельской березы», с оправой из слоновой кости. Они вставлялись в расположенные вертикально, от борта к рукавам патронные гнезда (по восемь с каждой стороны груди), обшитые зеленым сафьяном (донышко каждого гнезда обшивалось красным сафьяном).
Нагрудные треугольные карманы (две стороны которых имели немного дугообразную форму) из зеленого сафьяна под патронными гнездами предназначались для хранения мелких предметов — натруски, кресала и т.п. Для предотвращения утери патронов к верхушкам каждого из газырей прикреплялось по серебряной цепочке, которые попарно пристегивались к серебряным скобкам, прикрепленным на куртке над патронными гнездами. Иногда вместо восьми скобок (по четыре с каждой стороны груди) использовалось по две продолговатые бляхи (по одной с каждой стороны груди), к которым вместо цепочек крепились серебряные галунные тесемки. Низ патронных гнезд, кроме этого, обшивался серебряным, с черным шелком, шнурком.
При надетом полном комплекте защитного вооружения — кольчуге, шлеме и налокотниках — куртка носилась распахнутой, без застегивания на крючки. Юнкера отличались тем, что имели нашивки из серебряного унтер-офицерского «полуштабского» галуна вместо кавказского по краю рукавов, а также по верхнему и боковым краям воротника.
Под куртку надевался застегнутый наглухо на крючки бешмет (тат. bismat), со стоячим закругленным воротником высотой 1,5 вершка, более узкий по покрою, чем куртка, но с полами длиной до колена и длинными рукавами в обтяжку, имеющими характерный остроконечный вырез, закрывающий всю лицевую часть ладони. Парадный бешмет шился из черного камлота (до 1848 года, затем — из черного полумериноса) на вате и с подкладкой из «дикаго каленкору». Согласно табелям обмундирования 1830 и 1848 годов, обшивка галунами бешмета не предусматривалась.
Шаровары казачьего типа шились из синего сукна, имели «подмочки» (штрипки) из черной кожи и обшивались узким серебряным галуном в виде лампас по внешнему шву и по нижнему краю.
При парадной форме надевалась национальная кавказская обувь — чувяки (иначе — чевяки; полагалось по две пары) — узкие низкие сапожки из мягкой кожи, изготовленные из красного сафьяна, обшитые серебряным кавказским галуном и украшенные золотой тесьмой и вышивкой по верхнему краю и переднему продольному шву. Использование красного сафьяна для обуви и снаряжения являлось среди кабардинцев привилегией князей.
Сверху на икры надевались ноговицы (аналог гамаш) черного сукна, обшитые узким кавказским
галуном по верхнему и нижнему краю и с красными сафьяновыми «подножниками» (штрипками).
Ноговицы плотно обтягивали ногу от щиколотки и выше колена, защищали шаровары от лошадиного пота, от цепляния за ветки и камни.
В довершение всей конструкции на ноговицы нижним концом на сгибе колена надевались наколенники, имевшие вид коротких, но широких трубок. Они шились из синего сукна, отделывались по обоим краям узким кавказским галуном. Для предотвращения спадания ноговиц и наколенников использовали подвязки красного сафьяна шириной 1 1/4 вершка, обшитые вдоль в три ряда узкой серебряной тесьмой и застегивавшиеся при помощи серебряного шнурка — их надевали под коленом.
Комплект защитного вооружения юнкера или оруженосца, носимый только при парадной форме, состоял из «полушлема», стального панциря (кольчуги), налокотников и нарукавников.
Доспехи считались показателем знатности горского рода и не случайно были включены в форму чинов полуэскадрона. По словам Хан-Гирея, «панцири, шлемы, сабли, шашки и ружья составляли прежде, да и ныне составляют богатство черкес высшего класса». Все предметы, за исключением кольчужных, которые делал художник Джонс, изготовили на Тульском оружейном заводе к марту 1832 года. В связи с этим использовавшееся в конвое защитное вооружение легко можно атрибутировать по имеющимся на нем заводским клеймам, в отличие от похожих, но нерегламентированных образцов, применявшихся жителями Кавказа до середины XIX века и произведенных частным образом.
Полушлем с бармицей нижних чинов Л.-Гв. Кавказско-Горского полуэскадрона, 1830-е годы.
«Шишак Л.-Гв. Kавказско – Горского ½ эскадрона: железный, остроконечный, с небольшой к верху выемкой, имеет 5 1/2 верш, вышины; на поверхности шишака имеются накладные серебряные золоченные рамки, разделяющие шишак на 4 равные части.
Внизу серебряный, золоченный обод шириною в 1 дюйм и 4 линии. Под ободом прикрепляется кольчуга.
На макушке, медная шишечка с медной петелькой. В петельку продет двойной язык.
Под шишак надевается шапка.»
(«Описание обмундирования и вооружения офицеров войск императорской российской армии. Книга 1» С.Пб, 1845 год)
Полушлем — низкий шлем (мисюрка или, как его называли горцы, пдьпао) полусферической формы со слегка коническим верхом — изготавливался из железа и имел сверху медную шишечку с медной петлей, к которой пришивался двойной малиновый суконный язык ромбовидной формы, обшитый по периметру узким серебряным галуном и золотым шнурком, образующим на поверхности языка узор в виде закрученных рогов.
Полушлем украшался четырьмя накладными фигурными серебряными рамками с золочением, гравированным черненым кавказским орнаментом и накладным серебряным золоченым ободом по низу. К ободу крепилась стальная кольчужная сетка — бармица, спускавшаяся на плечи и застегивавшаяся у шеи на два крючка.
Сзади бармица имела разрез почти до уровня шеи. При помощи кожаного шнурка края разреза могли стягиваться, регулируя облегание бармицы, другой шнурок позволял более плотно затянуть ее вокруг шеи.
В качестве подшлемника надевалась шапка, использовавшаяся также отдельно от него при повседневной форме одежды. Она состояла из цилиндрической закругленной кверху и подбитой ватой тульи синего сукна с опушкой нижнего края из черной овчины шириной 3/4 вершка. В качестве меха использовался курпей — мелкий кудрявый мех молодых барашков.
Верх обшивался крест-накрест узким галуном в четыре охвата, разделяя шапку на восемь равных сегментов, а над опушкой по периметру — двумя рядами широкого галуна.
Макушка шапки украшалась сплетенной из серебряной тесьмы шишечкой. Общая высота шапки составляла 3 1/2 вершка.
Шапка черкесская Л.-Гв. Кавказско-Горского полуэскадрона.
«Шапка Л.-Гв. Kавказско – Горского ½ эскадрона: синего сукна, круглая, высотой 3 ½ вершка.
На верхушке нашиваются, на равном расстоянии один от другого, восемь рядов узкого серебряного галуна, которые на макушке соединяются.
Вокруг нижнего края опушка из черной овчины в 34 вершка.
От опушки вверх нашиты два ряда широкого галуна.
На макушке, где пересекаются ряды узкого галуна, посажена пуговка.
Тулья матерчатая стеганая.»
(«Описание обмундирования и вооружения офицеров войск императорской российской армии. Книга 1» С.Пб, 1845 год)
Существовала своеобразная манера ношения шапки, которая видна на картинах и сохранившихся фотографиях — с промятым внутрь верхом.
Кольчуга представляла собой рубаху, набранную из стальных колец, с широкими рукавами, высокой горловиной и разрезом на воротнике чуть ниже шеи, с двумя крючками, позволявшими застегивать воротник под горлом.
Длина кольчуги достигала середины бедра, спереди имелся небольшой разрез, длина рукавов, как правило, была чуть ниже локтевого сгиба, однако сохранились образцы с рукавами, достигающими кистей рук.
Передняя часть кольчуги имела более плотное двойное плетение. При парадной форме кольчуга надевалась сверху бешмета, но под куртку.
Кольчуги изготавливались на основе лучших кавказских образцов, которые были «большей частью очень ценны. Чтобы их испробовать, кладут на теленка и стреляют из пистолета. Как правило, пули не пробивают их, лишь теленок после этого слегка пошатывается», — так оценивали качество кольчужных изделий иностранные путешественники.
Нарукавники предназначались дли защиты кистей рук и крепились на запястьях при помощи пары кожаных или тесемочных завязок и стальных пряжек. На изготовление основы нарукавников шла кожа — зеленый, красный или коричневый сафьян (иногда в комбинациях). К их нижней части, непосредственно служащей для защиты кисти, с внешней стороны прикреплялась кольчужная сетка, а верхняя часть снаружи обшивалась черным сафьяном. Посередине кольчужной сетки помещался стальной наборный шип, служивший для крепления поводьев, когда в руках всадника находилось оружие.
Нарукавники вокруг обшивались кавказскими галунами, а изнутри имели вышитые золотом или серебром закрученные рога — типичный черкесский орнаментальный мотив.
Для удобства кольчужную часть нарукавников, почти полностью закрывавшую кисть, могли отгибать вверх, так что была видна изнаночная сторона нарукавника.
Стальные налокотники, или наручи, надевались поверх нарукавников, застегивались на две пряжки и состояли из трех металлических пластин — непосредственно налокотника, повторяющего форму нижней части руки, и двух звеньев, соединенных между собой кольчужными сетками.
Украшались налокотники гравировкой, насечкой, черневым орнаментом. Хотя на Кавказе на них обычно помещались суры из Корана или мусульманская символика, в л.-гв. Кавказско-Горском полуэскадроне уставной образец налокотников украшался по всей поверхности косыми рельефными полосками, а по краям — орнаментом, состоящим из крупных завитков.
После окончания службы в конвое горцы обязаны были сдать комплект защитного вооружения прибывшим к ним на смену, поэтому оно эксплуатировалось до полного износа. Даже в конце царствования Александра II могли носиться кольчуги, налокотники, полушлемы, изготовленные в 1830-х годах.
Кроме парадного, горцам полагался еще повседневный комплект обмундирования — «обыкновенная форма». В него входила:
— выше упомянутая шапка, носившаяся уже без полушлема,
— черкеска с бешметом,
— шаровары с обыкновенными низкими смазными сапогами, имеющими мягкие голенища, вместо чувяков с ноговицами и наколенниками.
Черкеска напоминала по внешнему виду и покрою куртку, но шилась из синего сукна с такого же цвета подкладкой, имела более длинные, чем у куртки, полы (на полвершка ниже колена), и длинные рукава, скроенные с таким расчетом, чтобы закрывать первый сустав большого пальца.
Галунные отличия юнкеров, система обшивки кавказским галуном, газыри — все полностью соответствовало аналогичным предметам на парадной куртке.
Черкеска всегда носилась застёгнутой на крючки.
Бешмет, надеваемый с ней, изготавливался из белого демикотона. Нижняя часть рукавов бешмета, закрывавшая кисть руки, часто отгибалась вверх, на рукава черкески, для удобства пользования оружием и поводьями.
Шаровары при повседневной форме одежды носили навыпуск, сверху сапог (полагалось по три пары), которые не имели шпор, заменявшихся нагайкой, сплетенной из ремней:
«Плети и нагайки делаются круглые и треугольные. Последние с особенным искусством плетутся и обыкновенно бывают украшены шелковыми лопаточками».
За свой счет (на что отпускались специальные суммы) юнкера и оруженосцы приобретали белые замшевые перчатки без краг (две пары), белье (три рубахи и три исподника) и черные шелковые галстуки (две штуки) офицерского типа, которые повязывались на шею под бешмет.
Рубахи должны были иметь разрез воротника спереди; делать разрез воротников сбоку запрещалось.
Существовала еще походная форма, при которой носились шапки и шаровары без галунов, выполненные из более дешевого сукна. В холодное время года под головной убор надевались черные суконные наушники с подкладкой из тафты, завязывавшиеся под подбородком шнурком.
В случае ветреной или ненастной погоды поверх головного убора надевался башлык. Это исключительно кавказское изобретение ввели из-за своей практичности в 1862 году для всей Российской армии.
По внешнему виду башлык напоминал остроконечный капюшон с двумя длинными лопастями, которые могли обматываться вокруг шеи.
Он служил защитой от дождя и снега, предохраняя от сырости головной убор. На его изготовление шло желтое «черкесское» сукно с обшивкой по краям черной гарусной тесьмой.
В качестве верхней одежды полагалась бурка черного цвета и шинель. Бурка была чисто кавказским атрибутом и придавала стоявшим в Петербурге конвойцам особый колорит. Бурки при Николае I изготавливались кустарным способом.
Бурка имела колоколообразную форму, делалась из бараньей шерсти или войлока с начесом и носилась поверх одежды в виде накидки при помощи обвязывавшегося вокруг шеи шнурка или цепочки. Верхние углы бурки в месте, где прикреплялся шнурок, часто имели произвольные металлические украшения в виде розетки с кавказским орнаментом.
Прототипом бурки были простейшие плащи из войлока и грубого сукна. На Кавказе она употреблялась начиная с бронзового века. Функционально бурка являлась наиболее целесообразной и характерной формой накидной одежды. Она защищала от дождя, снега, холода, жары, ветра; на привале служила подстилкой и одеялом одновременно; наброшенная на колья, играла роль заслона или палатки.
Во время боя бурка служила дополнительной защитой «от сабельных ударов; при горячем отступлении, когда нужно спрыгнуть с кручи, ее набрасывают на глаза коню».
Для тех же целей, что и бурка, служила и шинель. На ее пошив шло качественное серое сукно, верхняя часть шинели подбивалась ватой, подкладка изготавливалась из коленкора.
Фасон, по-видимому, совпадал с принятым для шинелей нижних чинов регулярной кавалерии, но прямых указаний на это найти не удалось.
Стоячий воротник застегивался на четыре крючка, его цвет был серый или, скорее всего, как у офицеров полуэскадрона — алый. О наличии погон и их цвете ничего не известно, пуговицы, возможно, изготавливались из белого металла.
Стоимость комплекта обмундирования нижнего чина л.-гв. Кавказско-Горского полуэскадрона была очень велика. Как сообщал в своем письме один из придворных, узнав о цене комплекта формы юнкера, пошитого для великого князя Константина Николаевича и включавшего в себя двадцать два предмета, «…императрица ахнула, когда я ей доложил, что все стоит 1031 руб. серебром».
И это — без цены защитного вооружения (полушлема, панциря, налокотников), с учетом которого все обмундирование великого князя стоило 1372 руб. 64 коп., превышая стоимость офицерского комплекта многих гвардейских полков, форма которых считалась весьма дорогой.
Для ношения шашки применялась плечевая портупея. В конном строю она одевалась как поясная.
Портупея состояла из трех ремней:
— плечевого (или поясного),
— прикреплявшихся к нему нерегулируемых по длине двух пасынков шириной 3/8 вершка, переднего — короткого и заднего — длинного.
Она застегивалась на пряжку и украшалась стальными фигурными «приборами» с чернением —
шлевками, наконечником, бляхами в месте крепления к шашке и ремней портупеи между собой. При парадной форме портупея надевалась под куртку, сверху кольчуги, под пояс (кушак), а при повседневной — поверх черкески.
Пояс (кушак) шириной 5/8 вершка предназначался для ношения кинжала. Для парадной формы
пояс изготавливался из красного сафьяна, а для повседневной — из черного черкесского ремня.
Спереди он затягивался пряжкой и украшался стальными наборами (круглыми пуговками или бляхами в форме полумесяца, а также шлевками, огнивкой, наконечником и пр.) произвольной формы с чернением.
Носился пояс всегда так, чтобы его наконечник приходился с левой стороны.
Существовала традиция помещать на наконечнике имя владельца.
Слева у пояса подвешивались декоративные ремешки с металлическими наконечниками, первоначально имевшие функцию для прикрепления шашки или пристегивания другой амуниции. При парадной форме пояс надевался под куртку поверх кольчуги, а при повседневной — поверх черкески.
Кинжал привешивался к поясу за обоймицу на ножнах спереди на узком и коротком поперечном
ремешке, так чтобы ручка была направлена под правую руку.
Трубачи полуэскадрона, не имевшие дворянского происхождения и выбранные из лучших трубачей полков гвардейской легкокавалерийской дивизии, получили особое обмундирование с обшивкой басоном (желтой шерстяной тесьмой) вместо галунов, а вся их форма шилась из более дешевых материалов, чем для оруженосцев.
Парадная форма трубача состояла из алой куртки, бешмета, шапки, шаровар, наколенников, ноговиц, чувяков.
В отличие от прочих строевых чинов полуэскадрона, трубачам не полагалось ни одной принадлежности защитного вооружения, в связи с чем куртки они носили всегда застегнутыми
на крючки.
Так как трубачи не имели ружей, то газыри и цепочки к ним, нагрудные натронные гнезда и треугольные карманы на куртках отсутствовали. Покрой куртки трубачей, застегивавшейся на десять крючков, отличался от принятого для оруженосцев наличием длинных, а не коротких
рукавов.
Традиционный атрибут военных музыкантов, «крыльца» (наплечники) синего цвета, выполнялись в форме ласточкина гнезда. Они расшивались басоном в один ряд по периметру, а по диагонали — в несколько рядов.
Схема обшивки куртки желтым, с тремя красными полосками (одна посередине и две по краям), «музыкантским» басоном была следующая: везде, где у оруженосцев использовался галун, у трубачей нашивался басон (по воротнику, обшлагам и вокруг всей черкески нашивался узкий
басон, а в остальных местах — широкий). Кроме этого, грудь куртки с каждой стороны от борта
обкладывалась семью рядами углообразных петлиц из басона. Им же обшивались рукава (обычные и откидные) вдоль переднего и заднего продольных швов и, почти вплотную, в несколько рядов (обычно было тринадцать рядов) углом вверх.
В соответствии с табелями 1830 и 1848 годов, все трубачи были унтер-офицерского звания, поэтому куртка по воротнику и обшлагам обшивалась серебряным «полуштабским» унтер-офицерским галуном.
Бешметы у трубачей, судя по табелям 1830 и 1848 годов, использовались только черные — до 1848 года из камлота, а с 1848 года — из демикотона.
Шапка трубача шилась по образцу шапки оруженосцев, отличаясь обшивкой узким и широким желтым басоном с красными полосками вместо серебряного галуна и гарусной шерстяной шишечкой на макушке шапки вместо серебряной.
С принятием нового штата и табеля 11 декабря 1848 года цвет верха парадной шапки изменился с синего на алый.
Цвет верха походной шапки (без обшивки) не менялся и оставался синим.
Парадные шаровары имели обшивки узким желтым гарусным басоном вместо галуна, аналогичным отличием обладали ноговицы, наколенники, чувяки, подвязки. У последних, кроме этого, серебряный шнурок заменялся черным гарусным.
Походные шаровары полностью совпадали с образцом оруженосцев.
Повседневная черкеска синего цвета по покрою и схеме обшивки соответствовала парадной куртке, но была чуть длиннее, имела алые крыльца и откидные рукава.
Башлыки соответствовали башлыкам оруженосцев, на подкладку наушников шел черный коленкор.
Галстуки изготавливались такие же, как и для всех нижних чинов русской армии — в виде полоски из черного сукна с манишкой, с подкладкой из подкладочного холста и завязками сзади из черной тесьмы.
Трубачам полагалось по две пары коротких кавалерийских сапог без шпор и по две пары казенных коротких замшевых белых перчаток.
Нижнее белье — исподнее и три рубашки — самостоятельно изготавливалось из холста.
Вне строя трубачи носили фуражную шапку-бескозырку (юнкерам и оруженосцам она не полагалась) с тульей темно-зеленого сукна, красным околышем и выпушкой по верху тульи, на кожаной подкладке и с черным подвязным подбородочным ремнем.
Во время холодной или ненастной погоды кроме бурки использовалась однобортная шинель солдатского кавалерийского образца. Она застегивалась на шесть плоских оловянных пуговиц (еще две были сзади на хлястике и две — на погонах), изготавливалась из обыкновенного серого солдатского сукна с холстинной подкладкой, имела стоячий красный воротник и красные погоны (из «канцелярного» сукна).
С 16 января 1836 года количество пуговиц на шинели уменьшилось до девяти (на хлястике-клапане осталась одна пуговица вместо двух).
Из амуниции трубачам полагался пояс красного сафьяна со стальным прибором, портупея к шашке из черкесского ремня со стальными приборами, стальная жирница.
Музыкальным инструментом трубачей являлись медные кавалерийские трубы с костяными мундштуками, белыми шерстяными кистями и шнурами для ношения через левое плечо.
Обер-офицер Л.-Гв. Кавказско-Горского полуэскадрона.
(Иллюстрация Белоусова из книги «Собрание мундиров Российской императорской армии» СПб., 1830-е годы).
Слева стоит обер-офицер в повседневной форме.
Посередине — обер-офицер в парадной форме, награжден орденом Св. Владимира IV степени и медалью «За взятие Варшавы».
Справа — трубач полуэскадрона в парадной форме. Хотя официально верх шапок трубачи должны были иметь синий, он показан красным. Трубач изображен с серебряной трубой, пожалованной после польской войны 1830-1831 годов.
Офицерское обмундирование, за исключением защитного вооружения, полностью строилось на собственные деньги.
Форма офицеров л.-гв. Кавказско-Горского полуэскадрона отличалась от одежды нижних чинов
богатством отделки (например, одних галунов полагалось десять видов!), более тонким и дорогим
сукном, а также наличием большего количества видов форм и предметов снаряжения и вооружения, включая специально разработанные офицерские отличия.
Изготовление мундиров у частных мастеров, несмотря на строжайшую регламентацию, принятую в эпоху Николая I, приводило как минимум к небольшим различиям в покрое.
Парадный мундир-куртка офицера л.-гв. Кавказско-Горского полуэскадрона, как и для оруженосцев, шился из красного сукна, с таким же подбоем (местами подложен желтым гроденаплем), но отличался покроем. Он не имел воротника и был открыт в верхней трети груди, длина пол (срезались спереди клиньями) была на 1 1/2 вершка выше колена, рукава, как у оруженосцев — до локтей.
Патронные гнезда для газырей и карманы под ними на мундире отсутствовали. Вместо них спереди на уровне груди и на спине, внизу лопаток, крепились по две высеребренных круглых бляхи диаметром 1 1/2 вершка, имевших на поверхности по четыре ряда кольцеобразных позолоченных полосок шириной 1/8 дюйма.
Мундир богато обшивался особым фестончатым галуном из опряденого серебра шириной 15/16 вершка по бортам, полам и краям рукавов.
Серебряный, «с поперечными косыми коленцами», шириной 1 5/8 дюйма галун выкладывался по продольному шву спины от шеи до низа пол, по боковым швам рукавов и спины до низа мундира и вдоль талии.
При кольчуге и защитном вооружении мундир, как и у нижних чинов, носился распахнутым.
На плечи мундира пришивались контрпогончики шириной 5/8 дюйма, вышитые серебряной матовой канителью на красном сукне (по диагонали контр-погончиков нашивались блестки шестью дорожками), предназначенные для пристегивания эполет, служивших внешним отличием офицерского звания.
Штаб-офицерам (полковникам) полагались серебряные эполеты на красном подбое и с тонкой бахромой из глянцевой канители длиной 1 1/2 вершка (толщина жгутика бахромы 2 линии), а обер-офицерам (корнетам, поручикам, штабс-ротмистрам и ротмистрам) — без бахромы.
Металлические высеребренные эполеты легкокавалерийского типа имели чешуйчатую шейку, состоящую из одиннадцати звеньев, срезанных одним целым фестоном и двумя полуфестонами. На середину верхнего выпуклого звена крепилась высеребренная пуговка малого размера с гвардейским орлом (этот герб появился с декабря 1829 года).
Выпуклое поле эполета шириной 2 3/4 дюйма окружало четыре жгута (первый жгут прибавлен только с 17 декабря 1837 года):
— шнурок из матовой канители шириной 1 1/2 линии;
— верхний жгут толщиной в ¼ дюйма, скрученный из граненой и матовой канители;
— средний жгут толщиной в 4 1/2 линии, скрученный из матовой канители вперемежку с гранёной; — нижний жгут, аналогичный верхнему.
Для различия офицерских чинов использовались пятиконечные звездочки, цветом обратные приборному металлу, то есть золоченые. Их количество зависело от звания офицера:
— у корнетов — одна,
— у подпоручиков (по штату не полагались) — две,
— у поручиков — три,
— у штабс-ротмистров — четыре.
Полковники и ротмистры имели поле эполета чистое, без звездочек.
Черный шелковый (гродекаплевый, с подкладкой из дикого левантина) бешмет длиной до колена надевался под куртку, обшивался серебряным галуном шириной 5/8 дюйма с золотой серединой и черными клеточками на краях по верхнему, нижнему и боковым краям воротника и бортам выше талии.
Шаровары офицеров отличались от принятых для оруженосцев серебряным с золотой серединой и черными полосками галуном (шириной 1 6/8 дюйма), нашитым по внешнему продольному шву в виде лампаса, нижний край шаровар обшивался узким галуном, используемым для бешмета, а карманы обкладывались узкой серебряной тесьмой.
Чувяки, ноговицы, наколенники, подвязки совпадали с образцами нижних чинов, незначительно отличаясь от них. Чувяки имели закраины из черного сафьяна, края которых, в свою очередь, украшались серебряным галуном ¼ дюйма шириной.
Наколенники, ноговицы подвязки обшивались серебряным галуном шириной 1/2 дюйма, с золотой полоской посередине.
Защитное вооружение офицеров л.-гв. Кавказско-Горского полуэскадрона централизованно изготавливалось для офицеров за казенный счет и предоставлялось им на время службы в конвое, а при выходе из полуэскадрона отбиралось.
Вместо полушлема офицерам полуэскадрона был положен шлем («шишак») высотой 5 1/2 вершка — железный, остроконечный, украшенный накладными серебряными позолоченными рамками, разделявшими его на четыре равные части.
Низ шлема украшался серебряным позолоченным ободом, к которому крепилась кольчужная бармица с двумя крючками, однотипная с нижними чинами.
Весь шлем и накладки на нем украшались кавказским орнаментом методом чернения и гравировки.
Двойной язык общей длиной 5 1/2 дюйма, крепившийся к скобке на макушке шлема при помощи галунной петли, изготавливался из алого (в табелях 1830 и 1848 годов — малинового) сукна, имел продолговатую и остроконечную форму.
По периметру язык обшивался серебряным «плетешком» шириной 4 линии, а вокруг плетешка — плоским серебряным шнуром в виде зигзагообразных изгибов.
Под шлем должна была надеваться шапка.
Офицерская шапка, в отличие от шапки оружецев, оторачивалась черным меховым околышем шириной 1 1/2 вершка и обшивалась по периметру тремя рядами серебряного галуна (шириной 2/8 дюйма, с черными шелковыми закраинами, посередине его шла золотая полоса в четыре линии шириной, с черными шелковыми полосками по краям) и по верху, в виде двойного креста — таким же, но узким (шириной 5/8 дюйма).
Кольчуга офицеров не отличалась от принятой для нижних чинов, а налокотники украшались серебряными вызолоченными накладками с кавказским орнаментом.
Черные сафьянные нарукавники полагалось иметь собственные, поэтому иногда на изображениях можно видеть их изготовленными из красного сафьяна. Их украшали широкими серебряными галунами с узорами из черного шелка, а изнутри подшивали коричневой или зеленой тонко выделанной кожей с черкесским галунным орнаментом.
Все приборы к нарукавникам изготавливались из серебра с позолотой, а фиксировались они на запястье при помощи серебряных тесьмянных завязок.
Элементом парадного мундира был так называемый черкесский шарф — отличительный атрибут офицера в л.-гв. Кавказско-Горском полуэскадроне. Он являлся прямым аналогом серебряного офицерского шарфа в регулярной русской армии, но выглядел и носился совершенно по-другому.
Внешне он представлял собой расширяющийся книзу красный суконный мешок с золотым верхом, украшенный двумя рядами галуна, бахромой, золотыми шнурками, шелковыми кисточками и помещенный в посеребренную втулку. Из середины мешка выходил красный конский волос длиной 22 дюйма.
Носился шарф поверх мундира через правое плечо под левой подмышкой на перевязи из золотого галуна шириной 1 7/8 дюйма, продетой сквозь втулку. Общая длина шарфа достигала 38 дюймов.
Кроме парадного, офицерам полагался праздничный мундир из красного сукна с красной подкладкой, носимый без защитного вооружения. Время его появления точно не установлено, так как в табеле от 30 апреля 1830 года он отсутствует, но согласно «Описанию обмундирования и вооружения офицеров войск Императорской Российской армии» 1845 года праздничный мундир входит в комплект формы офицера. Возможно, его ввели в январе 1835 года, одновременно с установлением порядка ношения обмундирования для офицеров полуэскадрона, принятым по образцу 1-й гвардейской кирасирской бригады.
По покрою праздничный мундир напоминал черкеску нижних чинов — однобортный, наглухо застегнутый от талии на крючки справа налево, с рукавами длиной чуть выше первого сустава большого пальца, стоячим, закругленным воротником высотой 1 1/2 вершка и косо срезанными спереди полами длиной на 1 вершок ниже колена.
Украшался мундир по аналогии с парадным: круглые металлические бляхи на груди и на спине,
контрпогончики для эполет.
Фестончатый галун нашивался по верхнему и боковым краям воротника, по борту и полам, на рукавах (выше локтя).
Галун с «косыми коленцами» присутствовал в тех же местах, что и на парадном мундире, а низ
рукавов отделывался узким галуном (шириной 9 линий, серебряным с золотой полосой посередине и черными клеточками по краям).
Бешмет к праздничному мундиру полагался черный.
«Обыкновенная» форма состояла из:
— темно-синего вицмундира (черкески) с темно-синей стамедовой подкладкой,
— шапки,
— шаровар,
— низких смазных сапог без шпор, которые заменяла произвольного образца нагайка, постоянно использовавшаяся в конном строю.
Вицмундир был подобен повседневной черкеске нижних чинов, отличаясь дорогим материалом и галунной отделкой. Так, патронные гнезда для газырей и карманы под ними делались из зеленого бархата, а газыри — из орехового дерева со втулками с серебряными наконечниками и серебряными цепочками (длиной 2 вершка), крепившимися попарно к серебряным продолговатым скобочкам. Скобочки присаживались на 1 3/4 вершка выше напатронника, напротив шва между каждыми двумя патронами.
Сбоку от патронных гнезд, по их верхнему краю, под ними в два ряда, по верхнему, нижнему и боковым краям воротника, между верхним и нижним краями воротника, на края бортов и пол вицмундира нашивался широкий (1 1/8 дюйма) серебряный галун с золотой серединой и черными шелковыми клеточками по краям.
Карманы сзади черкески и нижний край рукавов были обшиты таким же галуном, но шириной в девять линий, а нижний край патронных гнезд и карманов под ними — галуном шириной 5/8 дюйма.
Эполеты и контрпогончики на виц-мундире совпадали с положенными для парадного мундира.
Как я у нижних чинов, при вицмундире полагался бешмет из белого демикотона, с подкладкой из холста.
Шаровары, в отличие от парадной формы, при вицмундире всегда носились навыпуск, поверх сапог.
При походной форме, как и у нижних чинов, использовалась шапка и шаровары без галунов.
Офицеры, пожалованные императором во флигель-адъютанты при мундире и вицмундире, обладали соответствующими свитскими отличиями: серебряным аксельбантом, пристегивавшимся под правым эполетом, и вызолоченными накладными вензелями императора на эполетах и наконечниках аксельбанта.
При всех видах форм офицерам полагалось носить шелковые черные галстуки (по табелю два), белые короткие замшевые перчатки без краг (две пары).
Белье составляли три рубахи и три холщовых подштанника. Высочайшим повелением от 7 января 1816 года всем военным чинам запрещалось выставлять из галстука воротник рубашки или манишки, хотя мода на это долго существовала в гражданской жизни.
Наушники для офицеров, необходимые в холодную погоду в связи с узкой меховой опушкой шапки, делали из черного плиса с черной тафтяной подкладкой, а башлык обшивался серебряной тесьмой с черной полоской и на остроконечном кончике украшался сплетенной из серебряного галуна шишкой.
Бурка ничем не отличалась от используемой оруженосцами и юнкерами.
При пошиве шинели офицерского образца (так называемая «николаевская шинель»), принятого в регулярной армии, использовалось качественное серое сукно и коленкор «дикого» цвета для подкладки. Характерной особенностью офицерской шинели являлось наличие, кроме стоячего (высотой 1 7/8 вершка), еще и «длинного» отложного воротника в виде пелерины длиной в 1 аршин.
Покрой шинели был однобортный, кроилась она с таким расчетом, чтобы надевать ее поверх формы и снаряжения. Шинель разрешалось подбивать мехом, и в этом случае мех, пришитый к стоячему воротнику, должен был покрывать его половину, параллельно верхнему и боковым краям воротника.
Цвет стоячего воротника первоначально установили алый, без клапанов. С 8 апреля 1843 года приказано иметь воротник красный, с синим клапаном и выпушкой с белой пуговицей.
В начале 1854 года в гвардии для офицеров при походной форме ввели шинели солдатского покроя и из солдатского сукна, но с прибавлением боковых карманов под клапанами. Отличительным атрибутом такой шинели являлись офицерские галунные погоны. О применении подобных шинелей в л.-гв. Кавказско-Горском полуэскадроне сведений не сохранилось.
С 19 июня 1848 года по просьбе офицеров, которые докладывали, что постоянное ношение шапки непрактично, неудобно и вредит глазам, им разрешили ношение вне строя фуражки с козырьком и кокардой. При этом цвет тульи утвердили красный, а околыша и выпушки по верхнему кругу тульи — светло-синий.
Лук и стрелы, присвоенные офицерам горцев, сохранились в их вооружении вплоть до расформирования горской команды в 1882 году.
Луки, использовавшиеся горскими офицерами конвоя, принадлежали к типу сложных, то есть склеивались рыбьим клеем из разных материалов: рога, дерева, сухожилий животных, Концы лука, на которые надевалась тетива, делались из кости.
Для ношения лука на поясе и предохранения его от повреждений и дождя служил специальный чехол — налучье. Он воспроизводил конфигурацию лука, а точнее его нижнюю половину, и подвешивался на пояс с левой стороны. Изготавливалось налучье из красного сафьяна, обшивалось по периметру и швам золотым или серебряным галуном. Внешняя сторона налучья имела обычно в верхней части украшение в форме круглой выпуклой металлической бляхи, с гравировкой и чернью, обшитой вокруг галуном.
Остальная часть внешней стороны налучья могла украшаться национальным орнаментом из шнурка или галуна.
Стрелы длиной около 80 см традиционно снабжали белыми орлиными перьями, а хранились они в колчане, в количестве 30 штук. Внешне он представлял собой цилиндрический тубус, одна из сторон которого разворачивалась в большой прямоугольник с узким язычком и обшивалась серебряной тесьмой. Посередине колчан затягивался тесьмой.
На изготовление колчана также шел красный сафьян, при этом его головка украшалась полосками галуна и галунным орнаментом в виде зигзагообразных уступов.
Колчан подвешивался справа на поясе открытой частью вниз.
При парадной и праздничной форме офицерами обычно использовалась сабля, а при повседневной — шашка.
Как и у нижних чинов, существовал пояс-кушак для парадной (носился поверх портупеи) и для обыкновенной форм. Парадный делался из красного сафьяна, по его краям нашивался в два ряда кавказский галун с золотой серединой. Застегивался кушак при помощи пряжки и украшался серебряным набором: огнивкой, шлевками, пуговками с кавказским черненым орнаментом.
Пояс из черного черкесского ремня с серебряными и позолоченными наборами одевался при повседневной форме. Функциональным назначением пояса являлось ношение кинжала и мелких принадлежностей к огнестрельному оружию — порохового рога, жирницы, отвертки, сафьянных сумок для пуль. Натруска надевалась при обыкновенной форме. Все эти предметы украшались серебряной отделкой, выдавались от казны, а после окончании службы отбирались.
Произведенные в офицеры из юнкеров полуэскадрона горцы после окончания службы командировались в Отдельный Кавказский корпус, где состояли при главнокомандующем. Первая партия юнкеров, произведенных в корнеты, была обмундирована в офицерскую форму полуэскадрона,в которой им позволили проходить службу на Кавказе. Но уже 30 января 1831 года император распорядился, чтобы нижние чины л.-гв. Кавказско-Горского полуэскадрона, переводимые из него на службу в Отдельный Кавказский корпус, «имели цвет мундира по примеру Казачьего Атаманского Его Высочества Наследника полка» и утвердил для них образцовую куртку и черкеску.
В целом форма совпадала с офицерским обмундированием полуэскадрона, но без дорогого защитного вооружения — шлемов, кольчуг, налокотников, нарукавников. Очевидно, не носились черкесские шарфы, луки со стрелами.
Служащие при главнокомандующем Отдельным Кавказским корпусом горцы, как и выпущенные из полуэскадрона корнетами по кавалерии, получали в качестве парадной формы голубые куртки вместо красных, а при повседневной форме одежды носили синие черкески и голубые бешметы. Куртки и бешметы обшивались кавказским галуном.
Шаровары, наколенники и верх на шапку были из синего сукна, а ноговицы — из черного сукна с галуном.
Первые воспитанники из горцев поступили для кратковременного обучения в Дворянский полк еще в августе 1829 года, всего три месяца спустя после появления л.-гв. Кавказско-Горского взвода в Петербурге. Хотя формально воспитанники не были частью конвоя, они постоянно принимали участие в совместных маневрах под командованием конвойцев и поставляли кадры юнкеров и младших офицеров для л.-гв. Кавказско-Горского полуэскадрона.
Вначале они, по-видимому, носили свою личную одежду, в которой прибыли с Кавказа. Но уже 30 августа 1830 года было утверждено обмундирование для воспитывавшихся в военно-учебных заведениях малолетних горцев.
Оно состояло из:
— шапки красного сукна (по мнению С.И. Петина, имелась в виду папаха с красным суконным верхом),
— башлыка из черного демикотона,
— синей черкески с 16 патронниками из карельской березы в оправе из белой кости,
— шаровар из синего сукна и летних шаровар из черного демикотона,
— пояса красного сафьяна со стальным прибором,
— смазных сапог.
По сведениям С.И. Петина, с 1833 года (А.В. Висковатов на основании данных, полученных из Дворянского полка, датирует появление этого обмундирования 21 марта 1835 года) в парадную форму одежды воспитанников из горцев входили:
— шапка с верхом из белого сукна с серебряной пуговкой и галунами, с околышем из черной смушки, по образцу шапки оруженосцев л.-гв. Кавказско-Горского полуэскадрона,
— светло-голубая (у А.В. Висковатова — светло-синяя) черкеска (кафтан), аналогичная по покрою
парадной куртке полуэскадрона, снабжалась напатронниками и карманами под ними из черного бархата. В напатронники вставлялись черные с белыми костяными набалдашниками газыри (всего 16 — по 8 с каждой стороны груди), прикрепленные серебряными шнурками (цепочками) к небольшим серебряным бляхам, пришитым на груди около плеч,
— бешмет белый из демикотона,
— шаровары и наколенники из синего сукна,
— ноговицы — из черного сукна,
— чувяки из красного сафьяна, вышитые серебряным и золотым галуном,
— такие же подвязки,
— пояс красного сафьяна, обшитый серебряным галуном с серебряным азиатским прибором — пряжкой, запряжником и наконечником, «чернетью наведенными».
Шапка, черкеска, шаровары, ноговицы, наколенники обшивались широким и узким серебряным галуном с золотой полоской посередине и черными каемками.
К азиатским ружьям вместо ремня полагалась белая тесьма.
При повседневной форме воспитанники носили:
— фуражку-бескозырку с темно-синей тульей, красным околышем и красной выпушкой,
— темно-синий кафтан с напатронниками зеленого сафьяна, отделанный узким серебряным галуном с черными шелковыми каёмками,
— темно-синие шаровары с лампасами из такого же галуна,
— черный демикотоновый бешмет на черной бастовой подкладке,
— пояс черной кожи с посеребренными пряжкой, запряжником и наконечником,
— галстук черный,
— сапоги,
— форменная шинель с погонами того военно-учебного заведения, где они проходили обучение.
Воспитанники из мусульман получили форму, подобную обмундированию команды лезгин:
— шапка черной смушки была как у оруженосцев, но верх имела суконный, из белых и малиновых полос, испещренных разноцветными узорами в виде цветов,
— кафтан светло-синего сукна, с прорезными откидными рукавами, обшивался галунами с таким же рисунком, как у горских воспитанников,
— бешмет из желтой шерстяной материи, обшивался галунами с таким же рисунком, как у горских воспитанников,
— шаровары темно-синие,
— кушак шелковый желтый.
При повседневной форме надевались:
— фуражка синего сукна с красными суконными околышем и выпушкой,
— темно-синий кафтан с галунами как на парадном,
— желтый бешмет с темно-малиновой манишкой (нагрудником), обшитый по вороту галуном, как на кафтане,
— шаровары — темно-синие,
— пояс из красной кожи, обшивался по краям узким серебряным галуном с черными шелковыми
каемками, весь металлический прибор был стальной,
— галстук,
— сапоги,
— шинель — как у горских воспитанников.
С 8 июня 1853 года фуражки воспитанников приказали делать на кожаной подкладке (в тулье)
высотой 1 3/8 вершка.
Источники информации:
1. Галушкин «Собственный Его Императорского Величества конвой»
2. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
3. Клочков «Конные эскортные части и подразделения России»
4. Клочков «Отличные храбростью…»
5. «Рисунки обмундирования и вооружения офицеров Императорской Российской армии» (СПб., 1848 год)
6. Петин «Собственный Его Императорского Величества конвой»
комментарии: