Военная униформа


интернет - энциклопедия

Кавалергарды и Конная гвардия в 1812-1814 годах





Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов

Униформа рядовых и унтер-офицеров Кавалергардского и Конного полков

 

Головным убором в строю служила каска из чёрной лакированной кожи с плоским гребнем конского волоса и двумя козырьками, передний из которых окантовывался медью.
На медном налобнике выбивалось изображение звезды ордена Св. Андрея Первозванного, а подбородные ремни покрывались плоской медной чешуей.

Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов
Рядовой л.- гв. Конного полка в парадной форме, 1812 год.

Вне строя надевалась суконная фуражка с белой тульей. Выпушка на тулье и околыш в Кавалергардском полку были чёрные, в Конном — алые.

Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов
Кавалергард

В качестве строевого мундира кавалергардам и конногвардейцам полагался двубортный колет из белого сукна или кирзы (шерстяная материя, которая «ткется гораздо плотнее» сукна).
Воротник, обшлага, выкладки фалд, погоны — алые суконные.
Алая полоска или рубчик вставлялась в проймах, по швам, соединяющим рукава с колетом. Погоны и воротник подкладывались колетным сукном, оставляя белую выпушку по внешнему краю.
С февраля 1812 года воротники стали делать низкими, застегивающимися на крючки:

Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов
Колет рядовых и унтер-офицеров

 

Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов
Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов
Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов

На воротнике и обшлагах колета нашивались по две петлицы из шерстяного желтого басона с красными просветами.

Колеты различались цветом пуговиц:
— в Кавалергардском полку они были белые,
— в Конном — жёлтые.

Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов
Пуговицы изготавливались из латуни литьем или штамповкой, после чего в Кавалергардском полку их лудили.

У унтер-офицеров по верхнему краю обшлагов и воротника нашивался галун — серебряный у кавалергардов и золотой у конногвардейцев.

Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов
Галун унтер-офицеров Конного полка

 

Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов
Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов
Галун унтер-офицеров Кавалергардского полка

 

Колет музыкантов имел на плечах алые суконные крыльца. Кроме петлиц на воротнике и обшлагах, их колет богато расшивался полковым басоном:
— на груди,
— вдоль заворотов фалд,
— по всем швам,
— вокруг и поперек крыльц,
— на рукавах.

Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов
Колет музыкантов гвардейских кирасирских полков

Ни лядунки, ни ружья, ни погон музыкантам не полагалось.
Гребень их каски был красным.
Литаврщики и штаб-трубачи, кроме этого, имели ещё унтер-офицерские отличия.

При парадной форме с колетом носили белые панталоны из лосины или козловых «на лосиное дело» кож.
К лосинам полагались тупоносые черные ботфорты с накладными раструбами.
В остальное время использовали серые суконные рейтузы. Предписывалось «шить их так, чтобы не только непринужденно надевались сверх ботфортов, но и были бы довольно свободны».
С каждой стороны вдоль внешнего бокового шва рейтузы застегивались на 18 обтяжных пуговиц, «а для того, чтобы в шагу были прочны», обкладывались «вдоль среднего шва во всю длину оных черною кожею шириною в 3 верш.»
Обычно с рейтузами носили не ботфорты (хотя такой вариант был предусмотрен), а короткие сапоги. «Размер [оным] не определяется потому, что они положены вместо башмаков, и употребляться должны только в тех случаях, когда дозволяется заменять оными ботфорты».
На ботфортах и сапогах крепились ремнями железные шпоры.

Колет был принадлежностью строевой и выходной одежды. К нему относились бережно, и в основное время носили рабочие кителя или однобортные шинели серого некрашенного сукна. Кроилась шинель очень свободно, с шестью складками на спине, и стягивалась сзади хлястиком.
Воротник в Кавалергардском полку был из чёрного сукна,  в Конном — из серого с алыми клапанами и выпушкой по внешнему краю.
Шинель застегивалась на 6 бортовых пуговиц, таких же как на мундире. Кроме того 2 пуговицы нашивались для погон, 1 — на хлястике, а в л.- гв. Конном полку ещё и по 1 на каждом клапане воротника.

Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов
Шинель лейб-гвардии Конного полка

В холода шинель одевалась поверх колета и практически заменяла его при строевой форме.
В тёплое время шинель скатывали в трубку, перекидывали через шею лошади и приторачивали к передней луке седла. Середина скатки закрывалась кожаной покрышкой, а концы притягивались к пистолетным ольстрам.
Палаш носился на белой поясной портупее из лосиной кожи шириной 1 1/8 вершка. Спереди портупея закрывала две нижние колетные пуговицы и застегивалась медной пряжкой, а сзади пристегивалась над лифными пуговицами суконными клапанами. От портупеи к ножнам шли два пасовых ремня, длина которых регулировалась малыми медными пряжками.
Патроны к кирасирскому ружью образца 1809 года помешались в лядунке из толстой черной лакированной кожи. На ее крышке крепилась медная круглая бляха с изображением андреевской звезды.

Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов
Медная круглая бляха с изображением андреевской звезды на лядунку

Носили лядунку через правое плечо на белой лосиной перевязи шириной 2 1/8 вершка. Полагалось «белить как перевязи, так и портупеи под руку, и по обоим краям проводить зубком дорожки».
В строю кирасиры надевали белые кожаные перчатки с крагами.

Униформа офицеров Кавалергардского и Конного полков

Каска офицеров гвардейских кирасирских полков выглядела также, как и у рядовых, но с вызолоченной чешуей и налобником, на котором крепилась кованая серебряная андреевская звезда с эмалевой серединой.
Вне строя с сюртуком и вицмундиром одевалась черная фетровая шляпа, имевшая серебряную или золотую галунную петлицу по цвету пуговиц и черную кокарду с оранжевой каймой. По углам шляпы крепились 2 серебряные кисточки с примесью черного и оранжевого шелка.
Венчал этот головной убор султан из белых петушиных перьев «с оранжевыми и черными под низом их перьями».

Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов
Офицер л.-гв. Конного полка

Вне строя каску могла заменять и суконная фуражка с черным лакированным козырьком из кожи. Ее расцветка совпадала с фуражками нижних чинов, однако в походе многие офицеры предпочитали носить более удобные и мягкие солдатские бескозырки.

Офицерские колеты полагалось «делать точно такие, как и у рядовых кирасир, токмо из тонкого сукна, и с дутыми пуговицами; да прошив, соединяющий рукав с колетом, иметь по цвету колета белой же», вместо красного.

 

Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов
Колет офицеров Кавалергардского и Конного полков

На воротнике и обшлагах металлической нитью вышивались петлицы.

Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов
Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов

Петлицы на воротнике и обшлагах колета офицеров Кавалергардского и Конного полков

Петлицы, эполеты и контрпогончики в Кавалергардском полку были серебряные, в Конном — золотые.
Пуговицы соответственно золотились или серебрились.

Эполеты и контрпогончики подбивались красным сукном.
В походе, вне строя и парадной обстановки колет заменял двубортный темно-зеленый сюртук на белой подкладке.
Воротник, обшлага и выпушка карманных клапанов сюртука в Кавалергардском полку были черные, а в Конном — воротник, обшлага и клапаны темно-зеленые с алой выпушкой.

Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов
Сюртук офицеров Кавалергардского и Конного полков

Строжайше предписывалось офицерам, «будучи в колете, носить всегда палаш…, в сертуке ж при отправлении службы по верху онаго палаш, а в неслужбе шпагу, подпоясывая под сертук». Офицерский палаш и портупея соответствовали солдатским, только гарда была позолоченной, а темляк делался «на черном ремне, простроченном двумя серебряными полосками, и [с] кистью плоскою серебряною с примесью оранжевого и черного шелков, с канителью и фигурками по данному образцу»:

Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов
Кисть темляка офицерского палаша

Сверх портупеи повязывался офицерский шарф из серебряной нити с вплетением черного и оранжевого шелков. Шарф стягивался узлом на левом боку, оставляя висеть две массивные кисти.
«Обыкновенную кавалерийскую» шпагу образца 1798 года надевали под сюртук на поясной портупее с лопастью.
В отличие от палаша, предписывалось «на шпагах носить темляки с круглою кистью на серебряной тесьме с примесью оранжевого и черного шелков по образцу пехотных».

Кисть темляка офицерской шпаги
Кисть темляка офицерской шпаги

Обязательным атрибутом строевой формы являлась лядунка черной лакированной кожи. На ее крышке крепилась серебряная кованая андреевская звезда с эмалированной серединой.
Лядунку носили на кожаной перевязи, обложенной галуном (серебряным у кавалергардов, золотым у конногвардейцев) с алыми выпушками по краям.
Предписывалось «палаши, лядунки и шарфы носить с колетом всегда, а с сертуком при отправлении только службы».
Вне строя для офицеров предусматривалось два вицмундира.
Тёмно-зеленый однобортный вицмундир на такого же цвета стамедной подкладке застёгивался на восемь пуговиц.

Кисть темляка офицерской шпаги

Вицмундир офицеров Кавалергардского и Конного полков

Воротник и обшлага делались в Кавалергардском полку из черного бархата (справа), в Конном — из основного сукна с алой выпушкой (слева).

В особо торжественных случаях офицеры надевали красный двубортный вицмундир. Для кавалергардов он шился с белой подкладкой.

Кисть темляка офицерской шпаги

Красный двубортный вицмундир офицеров Кавалергардского полка

Воротник, обшлага и выпушка у белых фалдных выкладок делались из черного бархата. На воротнике и обшлагах вышивались серебряные петлицы.
Кроме того серебряное шитье в виде петлиц углом вниз располагалось на обшлагах и фалдах.

Конногвардейский вицмундир выглядел скромнее. Его воротник и обшлага были из синего сукна с золотыми петлицами.

Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов
Красный двубортный вицмундир офицеров л.-гв. Конного полка

«Панталоны лосиные белые, ботфорты тупоносые с раструбами вышиною до чаши колена, и на них стальные на широких ремнях по данной форме шпоры носить всегда с колетом, с вицундиром и сертуком».
Кроме того, вне службы с сюртуком и тёмно-зелёным вицмундиром разрешалось носить темно-зеленые панталоны.
При бальной форме надевались башмаки с чулками.
«С колетом и сертуком в походе» предписывалось «надевать рейтузы, обшитые в шагу вдоль среднего шва черною кожею по образцу рядовых кирасир, строя их из полутонкого серого сукна, а пуговицам на рейтузах быть плоским метальным по цвету прочих пуговиц».
Офицерские шинели различались воротниками, как описано выше для нижних чинов, только у кавалергардов воротники шились из бархата.
Шинели дополнялись пелериной – «другим отложным или висячим большим воротником». Пелерина закрывала плечи, но при необходимости могла накидываться как капюшон.

Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов
Офицерская шинель с пелериной

Кирасы кирасир

В первых числах июня 1812 года кавалергарды и конногвардейцы получили стальные кирасы, выкрашенные черной масляной краской и отлакированные. Плечевые ремни офицерских кирас защищались позолоченной чешуей и застегивались позолоченными наконечниками. У солдат чешуя была железная, покрашенная черной краской, а наконечники латунные.

Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов
Изображение кирасы oбразца 1812 года в XI томе «Исторического описания одежды и вооружения Российских войск»

Кирасы выкраивались из листов мягкого железа, толщиной в 3 — 3.5 мм. Затем они раскалялись в печи, после чего сколачивались ручными молотами в чугунной форме-матрице, «сделанной точно по тому виду, какой кираса с наружи иметь должна. Внутренность формы сей должна быть совершенно гладкая, дабы наружная поверхность кирасы из оной выходила также совершенно гладкая, чтобы не нужно было сглаживать ее пилами и можно бы было оставить ей ту закаленную поверхность, которую она nолучила от прикосновения в раскаленном состоянии к холодной внутренности чугунной формы…».
В отличие от прежней — нагрудной, oтменённой в 1801 году, новая кираса была двусторонней.
«Дыры», то есть отверстия, пробивались по окружности кирасы для крепления подкладки. Передняя половина имела посередине выступ (гребень), а на линии груди — две медные пуговки. На спинной части у плеч крепились два наплечных ремня с железной чешуей и медными наконечниками с петлями (для застежки на пуговки).
Чёрный кожаный поясной ремень, который крепился четырьмя медными заклепками (по две с каждой стороны) к задней части кирасы на высоте талии, стягивал обе её половины и застегивался на пряжку поверх нагрудной части.
Кираса по традиции покрывалась чёрной масляной краской и лаком, а внутри обкладывалась войлоком, сложенным вдвое, и «фламским полотном» — тонким парусиновым холстом. Подкладка служила не только для удобства ношения лат, но и смягчала удар пули.
Одна такая кираса обходилась казне в 22 pyбля 56 копеек.
В зависимости от размера, общий вес кирасы достигал 7 — 7.5 кг.
На каждый гвардейский полк (Кавалергардский и Конный) приходилось 38 кирас офицерских и 605 для нижних чинов. Изначально в число нижних чинов были включены и трубачи, однако позднее кирасы у них отменили.
15 апреля 1812 года первая партия кирас (643 пары) для Кавалергардского полка была отправлена из Петербурга в Вильну, в главную квартиру 1-й Западной армии.
10 мая 1812 года туда же последовал транспорт с латами для л.-гв. Конного полка.
Кирасы в бою полностью оправдывали свое назначение. Конечно, выстрел в упор, картечь и ядра пробивали латы, но они были неуязвимы для гибельных ударов штыком, саблей или пикой, не раз спасали и от ружейных пуль, выпущенных издалека.

Конское снаряжение Кавалергардского и Конного полков

Солдаты и унтер-офицеры

Конский убор делался из черной кожи.
Попона серого сукна.
Чепрак и пятиугольные чушки, одевавшиеся на ольстры, были в Кавалергардском полку из алого сукна с двумя рядами желтого шерстяного басона по краям и черной суконной выкладкой между ними, а в Конном — из тёмно-синего сукна с красной выкладкой по краю, также обшитой жёлтым басоном.
На чушках и чепраках гарусом вышивались андреевские звезды.
Поверх чепрака к задней луке приторачивался ремнями круглый чемодан из серого сукна, застегивавшийся на медные пуговицы. С правого бока к чемодану крепилась круглая деревянная фляга, обтянутая кожей.

Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов
Рядовой Кавалергардского полка

 

Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов
Лейб-гвардеец Конного полка

Вне строя и на походе кирасиры могли носить флягу через плечо на длинном белом ремне.
По сторонам седла дополнительно ещё вешались фуражный сак из равентуха и торба из толстого холста.

Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов
Лейб-гвардеец Конного полка в шинели

Офицеры

Расцветка офицерских чепраков и чушек совпадала с общеполковой.

Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов
Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов

 

Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов

В Кавалергардском полку выкладка по краю делалась из черного бархата и обшивалась серебряным галуном.

 

Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов
В Конном полку выкладка по краю делалась из алого сукна с обшивкой золотым галуном.

Орденские звезды вышивались серебряной и цветной нитью.
При вицмундирах могли еще использоваться вицчепраки и вицчушки. Они отличались от строевых только тем, что вместо звезд на них выкладывался шнуром узор в виде банта.

Униформа Кавалергардского и Конного полков 1812-1814 годов
Узор в виде банта для вицчепраков и вицчушек.

 




Источники информации:
1. Кибовский «Кавалергарды и Конная гвардия в 1812-1814»
2. «Историческое описание одежды и вооружения Российских войск» 2-е изд. Ч. XV. Спб., 1901.
3. Введенский «Кирасиры»
4. «Кавалергарды» (сборник из серии «Полки русской армии»)
5. Таланов «Кавалергарды. По страницам полковой истории 1724-1825»
6. Таланов «Кавалергарды 1801-1825»
7. Королев, Летин «Русский кирасирский колет. 1-я четв. XIX в.»
8. Валькович «Кирасы 1812 года»
















Оцените статью:

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

комментарии:

Комментариев пока нет, будьте первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*   

Прокрутить вверх
Adblock
detector