Гвардейский экипаж — лейб-гвардейская военно-морская часть Русской императорской гвардии Вооружённых сил Российской империи
Портрет императора Александра II в адмиральском мундире Гвардейского экипажа.
(А. И. Гебенс. Холст,масло, 1861.)
В 1860 году на праздновании 50-летия Морского Гвардейского Экипажа Император Александр II так объяснил офицерам причину, подтолкнувшую Александра I на сформирование Гвардейского Экипажа:
«В 1807 году предполагалась встреча Александра I и Наполеона. Дабы соблюсти равенство сторон при переговорах, свидание придумали провести посередине пограничной реки Неман.
Конфуз случился после того как выяснилось, что сидевшие на веслах донские казаки из конвоя хоть и отличные рубаки, но гребцы никудышные. Не рассчитав силы течения, они ткнули носом катера плот, на котором стоял шатёр для переговоров. Этим маневром они изрядно затруднили выход русскому императору на плот и, кроме того, ещё заставили Наполеона ждать, что его сильно раздражило.
Русский царь поинтересовался, откуда берут французских гребцов. Наполеон объяснил, что в составе его гвардии имеется батальон гвардейских моряков, в задачу которого входит обеспечение переправ».
Позднее, занявшись организационными преобразованиями в отечественном флоте, Император Александр I принял доклад специальной комиссии в котором, в частности, говорилось:
«Купно с сим угодно было Вашему Императорскому Величеству повелеть, чтобы составлен был особый Гвардейский Экипаж для парусных и гребных придворных судов и чтобы офицеры и нижние чины сего Экипажа имели своё обмундирование по образцу, Вашим Величеством утвержденному».
Доклад и приложенный к нему штат Экипажа были одобрены и утверждены Государем. 16 февраля 1810 года он повелел:
«Придворную яхтенную и гребецкую команду переформировать в особый экипаж, причислив его к гвардии и назвав «Морской Гвардейский Экипаж».
Гвардейский Экипаж был сформирован из Команд Придворных Гребцов и Яхт с добавлением гребцов с Адмиральских и Капитанских катеров и отличнейших нижних чинов судовых команд С.-Петербургского и Кронштадтского портов и Черноморского флота 16 февраля 1810 года по штату гвардейского батальона:
— 4 строевые (с 8 июля 1813 года — 8) роты,
— нестроевая команда,
— музыкантский хор (оркестр),
— артиллерийская команда.
Общая численность — 434 человека.
Старшинство вел с 1710 года от Команды Придворных Гребцов и Команды Придворных Яхт.
Команда придворных гребцов. 1716–1723–1730 гг. Акварель. Из альбома рисунков, снимков и фотографий, преподнесенных императрице Марии Федоровне в декабре 1892 года.
Гвардейский экипаж предназначался для комплектования команд и обслуживания придворных яхт и гребных судов, а также придворной и гарнизонной караульной службы.
Кроме придворной и караульной служб в столичном гарнизоне и резиденциях императора морские лейб-гвардейцы принимали участие в дальних походах кораблей Русского флота, как поодиночке, так и составляя экипаж корабля.
Гвардейскому экипажу было пожаловано знамя сухопутного образца.
Экипаж пополнялся отборными матросами из флота с требованием «чтобы люди были рослые и чистые лицом», а офицеров переводили в Экипаж за отличие и, как правило, по протекции. Перевод как офицеров, так и матросов производился по повелению самого Государя.
В Морской Гвардейский Экипаж, как уже самостоятельную морскую часть, были включены девять Императорских яхт, в их числе «Симеон и Анна», «Луиза Ульрика», «Паллада», «Нева», «Голубка» и «Торнео», а также 24 гребных судна. Все вместе они составили первую эскадру Гвардейского Экипажа.
Гвардейский экипаж принимал активное участие в битвах Отечественной войны 1812 года, Заграничном походе русской армии 1813 – 1814 годов. Два с половиной года Морской Гвардейский Экипаж воевал с французами и стал по-настоящему гвардейским подразделением военно-морского флота России.
Георгиевское знамя, пожалованное Императором Александром I Гвардейскому Экипажу за участие в сражении под Кульмом.
(С. Д. Всеволожский, Акварель)
В Париже Экипаж размещался в Вавилонских казармах в Сен-Жерменском предместье, а офицеры – в частных домах на соседних улицах.
Гвардейский экипаж в Париже. 1814.
(художникИ. С. Розен.)
С 4 августа 1814 года Гвардейский Экипаж снова вступил в заведование гребными судами и яхтами и продолжил нести караульную службу в столице и дворцах.
Резервный Экипаж был пополнен из флота и присоединился к основному, четыре резервные роты получили номера 5, 6, 7 и 8. Ластовая и артиллерийская команда были тоже увеличены. При таком большом штате часть Экипажа была переведена из Литовского замка в морскую казарму у Калинкина моста.
В 1816 году для Гвардейского Экипажа на Екатерингофском проспекте (ныне проспект Римского-Корсакова, 22) было начато строительство казарменного городка, где осенью 1820 года Экипаж и был расквартирован.
Казармы Гвардейского Экипажа на канале Грибоедова. Карл Булла. Фото. 1900-е годы.
В четырехэтажном здании размещались по этажам четыре роты Экипажа.
Гвардейский экипаж участвовал в боевых действиях на суше в войнах с Турцией 1828–1829 и 1877–1878 годов, подавлении освободительных восстаний в Польше в 1831 и 1863 годах, в Венгерском походе 1849 года, в русско–японской и Первой мировой войнах.
Гвардейский экипаж прославился и тем, что 14 декабря 1825 года вместе с другими восставшими полками вышел на Сенатскую площадь.
В 1848 году Гвардейский экипаж из 8-ротного состава снова переформирован в 4-ротный.
В 1857 году в штат Гвардейского экипажа была введена машинная команда.
С началом русско-японской войны 1904 -1905 года многие офицеры Гвардейского экипажа пожелали участвовать в боевых действиях флота Тихого океана.
Из высочайших особ числились по Экипажу:
— Император Николай II,
— Государыня Императрица Мария Федоровна,
— Наследник цесаревич Великий князь Алексей Николаевич. Состояли:
Великие князья Михаил Александрович, Кирилл Владимирович, Константин Константинович, Дмитрий Константинович и Александр Михайлович.
На 200-летний юбилей в 1910 году Император Николай II пожаловал Гвардейскому экипажу новое Георгиевское знамя с юбилейными Андреевскими лентами, взамен старого, испытанного в боях. При этом на новом знамени Экипажа были сохранены все прежние надписи и знаки отличия.
Все чины Гвардейского экипажа и приписанные к нему, все пригашенные на празднование 200-летия Экипажа и прежде служившие в нём были награждены согласно указа Императора специальными Юбилейными знаками. Этот знак Экипажа представлял собой кульмский крест с вензелем Императора Николая II в центре и тремя датами на нижнем и боковых лучах креста: 1710-1810-1910. Знак изготавливался:
— серебряным для офицеров;
— из специального сплава для нижних чинов.
Юбилейный знак в честь 200-летия Морского Гвардейского Экипажа
К началу Первой мировой войны, к середине июля 1914 года, в Гвардейском экипаже по списку состояло:
— адмиралов и генералов – 7;
— обер-офицеров: строевых – 52, различных корпусов – 17, врачей – 9, по Адмиралтейству – 12,
— нижних чинов – около 2000.
Приказом № 105 от 3 марта 1918 года Командующего Балтийским флотом Морской Гвардейский Экипаж был упразднен «за ненадобностью». Император Николай II подписал добровольное отречение от власти, и поэтому отпала необходимость в таком специфическом подразделении военно-морского флота.
Праздник: 6 декабря, день Св. Николая Чудотворца.
Полковой храм— Николо-Богоявленский морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления), Никольская площадь, дом № 1.
Николо-Богоявленский морской собор (общий вид с канала Грибоедова). Санкт-Петербург.
23 Февраля 1810 года — конфирмована табель мундирным и прочим вещам Гвардейского Экипажа. Гвардейскому экипажу была присвоена особая форма одежды, несколько отличная от общефлотской, с элементами обмундирования гвардейской пехоты.
Ввиду несения моряками-гвардейцами двойной службы, они имели форму одежды летнюю морскую, отличающуюся от флотской, и зимнюю пехотную – гвардейскую.
По штату Гвардейскому экипажу были положены вооружение и снаряжение сухопутного образца с включением шанцевого инструмента и обоза.
Матросы Гвардейского экипажа в зимней (слева) и летней (справа) строевой форме, 1810 год.
Двубортная куртка из тёмно-зелёного сукна, с белой, суконной выпушкой: у воротника, обшлагов и рукавных клапанов, с нашивками из клетчатого Гвардейскаго басона, на воротнике и клапанах, с красными погонами и с медными пуговицами. Под курткой носился однобортный жилет из тёмно-зелёного сукна, без рукавов, с обтяжными пуговицами.
Зимние брюки шились из тёмно-зелёного сукна, а летние — из фламского полотна. Сапоги и галстук, по одному образцу, как у пехоты.
Круглая, черная шляпа, с гербом Гвардейского образца, к которому прибавлены два, крестообразно положенные якоря.
Шинель обыкновенного пехотного покроя, из серого сукна, с воротником и погонами таких же цветов, как на куртке, и с медными пуговицами.
Киверный герб Гвардейского экипажа, 1810 – 1825 годы.
Герб представлял собой двуглавого орла под царской короной с двумя перекрещенными за спиной орла адмиралтейскими якорями.
Этот герб вначале медной, а затем латунной чеканки все чины Экипажа стали носить на своих киверах.
Матрос Гвардейского экипажа в летней повседневной форме, 1810 год.
В летнее время, вне строя рядовые носили куртку и брюки из полосатого (белого с синим) тика, с обтяжными пуговицами и без погон, обшлагов и клапанов.
Под летнюю куртку надевался белый, тиковый жилет, с обтяжными, в один борт пуговицами.
Унтер-офицер Гвардейского экипажа в летней строевой форме, 1810 год.
Унтер-офицеры (квартирмейстеры, боцманматы и боцманы) отличались золотым галуном на воротнике и обшлагах суконной куртки, а также имели перчатки и трость (отменены в 1811 году).
Унтер-офицер Гвардейского экипажа в летней нестроевой форме, 1810 год.
Летняя униформа унтер-офицеров была не полосатая, как у рядовых, а белая.
Штаб- и обер-офицер гвардейского экипажа, 1810 год.
Обер-офицеры (мичманы и лейтенанты) носили тёмно-зелёный, двубортный мундир, с такими же, как во всей Гвардейской Пехоте, пуговицами, с золотым шитьём на воротнике, и рукавных клапанах, изображающим канатом и веревками перевитый якорь, с золотым кантом у краёв воротника, обшлагов и рукавных клапанов, и с золотыми, как у всех Гвардейских обер-офицеров, эполетами, подбитыми красным сукном.
В зимней форме полагались тёмно-зелёные, суконные, а в летней белые, полотняные брюки, и как в той, так и в другой, пехотная треугольная шляпа, без султана, и пехотная офицерская шпага, с серебряным темляком.
Штаб-офицеры (капитан-лейтенант, капитан 2-го и 1-го ранга) отличались только бахромой у эполет.
Вне службы все офицеры носили двубортный, тёмно-зелёный вице-мундир, с шитыми, золотыми петлицами, на воротнике и клапанах обшлагов, а вместо шпаги, кортик, с белой, костяной рукояткой и позолоченным прибором.
Шинели офицеров Гвардейского экипажа были такие же, как в армии, с тёмно-зелёным, суконным воротником.
Шитьё офицеров Гвардейского экипажа, 1810 – 1811 годы.
Канонир и бомбардир Артиллерийской команды Гвардейского экипажа в зимней униформе, 1810 год.
Канониры были обмундированы по образцу матросов, но воротник и обшлага, вместо тёмно-зелёных, имели черные и у герба на шляпе две крестообразно лежащие пушки.
Бомбардиры отличались золотым галуном на обшлагах.
Унтер-офицер Артиллерийской команды Гвардейского экипажа в зимней униформе, 1810 год.
Унтер-офицеры нашивали золотой галун ещё на воротнике, носили перчатки, трость и тесак в черных, лакированных ножнах, на черной, лакированной же перевязи, имевшей два вершка ширины.
Обер-офицеры Артиллерийской команды Гвардейского экипажа в зимней униформе и вицмундире, 1810 год.
Обер-офицеры (унтер-лейтенант и лейтенант) Артиллерийской команды от экипажных обер-офицеров отличались лишь черным цветом воротника и обшлагов.
Штаб-офицер Гвардейского Экипажа в вицмундире 1811 года.
Неизвестный художник. Акварель
Мундир офицера Гвардейского экипажа без эполет, 1811 год.
Матросы Гвардейского экипажа, 1811 год.
В 1811 году рядовым Гвардейского экипажа, вместо круглых шляп, даны пехотные, того времени, кивера, с таким же гербом, как у шляп, с белыми этишкетами и с тёмно-зелёным репейком.
Также они были вооружены пехотными ружьями и егерской, с медным якорем на крышке, сумой, с приделанными к ней штыковыми ножнами.
Унтер-офицер Гвардейского экипажа, 1811 год.
В 1811 году унтер-офицеры Гвардейского экипажа получили кивера, ружья, сумы и пехотные тесаки с унтер-офицерским темляком.
Бомбардир и унтер-офицер Артиллерийской команды Гвардейского экипажа, 1811 год.
Артиллерийская команда получила в 1811 году кивера с красными этишкетами и репейком, а бомбардирам и канонирам даны тесаки и сумы, на перевязи с протравниками.
Барабанщики Гвардейского экипажа и Артиллерийской команды, 1811 год.
В 1811 году в Гвардейский экипаж были назначены барабанщики, флейщики и музыканты, обмундированные с установленными во всей Гвардейской Пехоте различиями.
Барабанные обручи и палки были чёрного цвета.
Флейщик и музыкант Гвардейского экипажа, 1811 год.
Обер-офицеры Гвардейского экипажа и Артиллерийской команды, 1811 год.
С 1811 года офицерам в строю и на парадах велено быть также в киверах и, вместо шпаг, всегда иметь сабли, с вызолоченным эфесом, в ножнах из чёрной, лакированной кожи, с вызолоченными: крючком и наконечником.
Сабли носили на перевязи из черной, лакированной кожи, надетой через плечо, поверх мундира.
Кивер чинов Гвардейского Экипажа, первая четверть ХIХ века.
В 1812 году кивера и воротники начали носить ниже прежних.
Кивера стали с выгнутым верхом, а воротники — без скоса спереди, застегнутые крючками, и, у нижних чинов, с такими же, как в остальной Гвардии, нашивками.
Матрос и унтер-офицер Гвардейского экипажа, 1812 – 1816 годы.
Патронная сума Гвардейского флотского экипажа, 1816 год.
Обер-офицер Гвардейского экипажа, 1812 – 1816 годы.
Шитьё офицеров Гвардейского экипажа с 1812 года.
Унтер-офицер и бомбардир Артиллерийской команды Гвардейского экипажа, 1812 – 1816 годы.
Знаменщик Гвардейского экипажа, 1813 год.
В 1817 году Гвардейский экипаж в ношении киверов и амуниции принял за руководство правила для остальной Гвардии, утверждённые 26 сентября 1817 года.
Матрос Гвардейского экипажа, 1817 – 1823 годы.
Унтер-офицер и барабанщик Гвардейского экипажа, 1817 – 1819 годы.
Обер-офицеры Гвардейского экипажа, 1817 – 1823 годы.
Обер-офицер и канонир Артиллерийской команды Гвардейского экипажа, 1817 – 1823 годы.
В 1820 году басон на мундирах барабанщиков, флейщиков и музыкантов начали нашивать чаще прежнего и вокруг всего воротника.
Флейщик Гвардейского экипажа, 1820 -1823 годы.
В 1824 году кивера стали выше, а этишкеты шире прежних. В этишкетах имелась петля для застегивания на пуговицу правого погона и эполета.
Обер-офицер и унтер-офицер Гвардейского экипажа, 1824 -1825 годы.
Ранцевый нагрудный ремень повелено было иметь не между вторыми и третьими пуговицами мундира, как было раньше, а между четвертыми и пятыми, считая от воротника.
29 марта 1825 года для нижних чинов установлены нашивки за беспорочную службу, на левом рукаве, из желтой тесьмы.
Штаб-офицер Гвардейского экипажа, 1824 -1825 годы.
Тем штаб- и обер-офицерам, которым в строю положено было быть на лошадях, даны были тёмно-зелёные, суконные чепраки и чушки, с золотым, в два ряда, галуном и с серебряными, общего Гвардейского образца, звездами.
11 февраля 1826 года нижним строевым чинам Гвардейского экипажа и Артиллерийской команды вместо двубортных курток даны однобортные, с девятью плоскими пуговицами спереди.
Матрос, канонир артиллерийской роты и унтер-офицер Гвардейской ластовой роты, 1826–1828 годы.
Офицерам Гвардейского экипажа и Артиллерийской команды парадные мундиры установлены также однобортные с 9 пуговицами наравне с нижними чинами. Вицмундиры оставлены прежние.
Обер-офицеры Гвардейского экипажа и Артиллерийской команды, 1826 – 1828 годы.
Вместе с этим поперечный ранцевый ремень, по примеру сухопутных войск, предписано иметь между двумя нижними пуговицами мундирного борта, а шинель носить на ранце, скатанной в трубку, в особом чехле из равентучной клеенки.
15 сентября 1826 года нижним чинам, выслужившим беспорочно установленные годы и получившим право на отставку, но остающимся добровольно на службе, установлена на левом рукаве, сверх установленных 29 марта 1825 года нашивок из желтого басона, еще одна — из золотого галуна.
Нашивка за добровольный отказ от отставки (15.09.1826 – 582, 11.12.1827 – 1612).
1 января 1827 года офицерам Артиллерийской команды для различия чинов, установлены на эполетах серебряные кованые звездочки.
Бомбардир и обер-офицер артиллерийской роты, 1828–1830 годы.
24 апреля 1828 года нижним строевым чинам Артиллерийской команды на куртках и шинелях, вместо белой, установлена красная выпушка, которая прибавлена еще и по нижнему краю воротника.
Офицерам, по примеру нижних чинов, предписано также носить красную выпушку на мундирах, вицмундирах, сюртуках и шинелях.
В этот же день установлены кивера новой формы, выше прежних, без обшивок из кожаного ремня на боках, одинаковые с введенными в это время в предыдущих войсках; этишкет дан также новой формы из шнурка кругом верха кивера и из висящих с правой стороны, наравне с нижним краем кивера, кисточек с бантами.
В Гвардейском экипаже у нижних чинов этишкет по прежнему оставлен белый, а в Артиллерийской команде – красный.
У унтер-офицеров кисточки с бантами остались также прежних цветов: белого, черного и оранжевого, а офицерский этишкет совсем серебряный.
Герб, чешуя и репейки у всех чинов остались без изменения.
Пуговицы Гвардейского экипажа, 1830 -1857 годы.
16 января 1830 года всем чинам экипажа установлены пуговицы на обмундировании с выпуклым изображением двуглавого орла, за серединой которого пересекаются два якоря.
Артиллерийской команде даны такие же пуговицы, но с прибавлением под лапами орла двух пушек, сложенных крестом.
В 1830–1840 годах униформа Гвардейского экипажа существенно изменилась. Она делалась все более удобной и привлекательной. Модельеры того времени старались с помощью мундира, разных знаков различия создать образ мужественного российского моряка-гвардейца, преданного слугу Императора и верного защитника Отечества.
Мундир и кивер матроса Артиллерийской команды Гвардейского Экипажа, 1830-е годы.
2 ноября 1830 года всем строевым чинам Гвардейского экипажа и Артиллерийской команды даны на кивера гербы, по цвету пуговиц, но новой, несколько измененной и увеличенной формы.
21 ноября 1830 года офицерам Гвардейского экипажа, для различия чинов, установлены на эполетах серебряные кованые звездочки:
— мичманам по 1,
— лейтенантам по З,
— капитан-лейтенантам по 2,
— капитанам 2-го ранга по 3;
— эполетам капитанов 1-го ранга звездочек не присвоено.
Адмирал
Вице-адмирал
Контр-адмирал
Капитан 1 ранга
Капитан 2 ранга
Капитан – Лейтенант
Старший лейтенант
Лейтенант
Лейтенант, Адъютант
12 декабря 1830 года юнкерам Гвардейского экипажа присвоено одинаковое обмундирование с строевыми унтер-офицерами этого экипажа.
8 июня 1832 года офицерам дозволено носить усы.
Унтер-офицер Гвардейского экипажа, 1834 – 1843 годы.
С 26 сентября 1834 года нижним чинам указано носить ранцы на двух крестообразно лежащих на груди ремнях.
Обер-офицер Гвардейского экипажа, 1835 – 1843 годы.
С 20 августа 1835 года офицерам указано носить ранцы только на двух лакированных плечевых ремнях, без поперечного или нагрудного.
У ранцев нижних чинов с наружной стороны, прилегающей к спине, установлен холщевый чехол или карман для фуражной шапки; у ранцев барабанщиков установлен по-прежнему один ремень, надеваемый через левое плечо.
Штаб-офицер Гвардейского экипажа, 1843 – 1844 годы.
С 8 апреля 1843 года на офицерских чепраках Гвардейского экипажа по краям золотого галуна вместо красных установлены белые выпушки.
Тамбур-мажор Гвардейского экипажа, 1843 – 1844 годы.
С 8 апреля 1843 года в тамбур-мажорских эполетах, для большего различия от генеральских эполет, указано впрясти красный шелк между канительными витками и в висящей канительной бахроме.
С 8 апреля 1843 года утверждены кивера новой формы в 4 3/4 вершка высотой, книзу немного вогнутые, и назначена новая мера для киверных султанов:
— длина от нижней тресовки до верха 9 3/4 вершков,
— верхняя окружность 5 1/4 вершка,
— нижняя окружность 3,5 вершка (1 вершок = 4,4 см.).
В этот же день также установлены, для взаимного отличия нижних чинов, нашивки на плечевые погоны курток и шинелей:
— у фельдфебелей — широкий золотой унтер-офицерский галун, нашитый поперек погона в 1 ряд, ближе к пуговичной петле;
— у портупей-прапорщиков и подпрапорщиков узкий золотой галун возле краев погона;
— у отделённых унтер-офицеров — узкий, желтый, с красными полосками, шерстяной басон в три ряда поперек погона;
— у остальных унтер-офицеров такой же и так же нашитый басон, в два ряда;
— у ефрейторов — такой же и так же нашитый басон, в один ряд.
Обер-офицер Гвардейского экипажа, 1844 – 1855 годы.
2 января 1844 года на околыше офицерских фуражек спереди установлена продолговатая металлическая кокарда, одинаковая с введенной в это же время в войсках армии и гвардии.
5 мая 1844 года было утверждено новое расписание о различии фуражных шапок нижних чинов, на основании которого они оставлены по-прежнему тёмно-зелёные, а выпушка по верхнему кругу установлена белая.
Околыши:
— в Гвардейском экипаже – тёмно-зелёные, с двумя по обоим краям белыми выпушками и с просечными на жёлтом сукне номером роты и литерой Р.;
— в Артиллерийской роте Гвардейского экипажа — из черного плиса с двумя красными по обоим краям выпушками и с просечными на жёлтом сукне литерами А.Р.
У офицеров фуражки такие же, как и у нижних чинов, но без номеров и литер и с козырьками, а в Артиллерийской роте ещё и с заменою плисового околыша бархатным.
9 сентября 1844 года для всех строевых чинов Гвардейского экипажа и его Артиллерийской роты утверждены кивера общей флотской формы с султанами (у музыкантов красным, а у остальных чинов черным) из конского волоса; гербы и чешуя оставлены прежние.
Кивер нижних чинов Гвардейского экипажа, установленный 9 сентября 1844 года.
С 1844 года кивера офицеров и матросов Гвардейского Экипажа имели форму сужающегося кверху цилиндра.
Обер-офицер и музыкант Гвардейского экипажа, 1844 -1855 годы.
Штаб-офицер артиллерийской роты и матрос Гвардейской ластовой роты, 1844–1855 годы.
4 января 1845 года на офицерских киверах, спереди, наравне с верхним краем кивера, под гербом, установлена металлическая кокарда, одинаковая с введенной в войсках армии и гвардии.
Офицерский кивер Гвардейского экипажа с 1845 года.
28 декабря 1852 года генералам, штаб- и обер-офицерам и адъютантам Гвардейского экипажа, находящимся в строю верхом, установлено:
— при парадной форме — чепраки прежнего образца,
— при походной — нововведённые вице-чепраки, по образцу установленных в полках гвардейской пехоты, но с заменой красных кантов на белые.
Штаб-офицер Гвардейского экипажа, 1852 – 1855 годы.
С 1855 по 1860 годы при императоре Александре II существенно изменилась и форма одежды Гвардейского экипажа.
15 марта 1855 года произошли перемены в покрое и форме одежды российских войск, кроме иррегулярных. Коснулись они и Гвардейского экипажа.
Штаб-офицер и обер-офицер Гвардейского экипажа в парадном полукафтане и вице-полукафтане, 15 марта 1855 года.
Парадный и вице-полукафтан тёмно-зелёного сукна, двубортные, без выпушек, зстегивающиеся на 8 пуговиц. Воротник скошенный. Шитье воротника и обшлага с клапанами такие же, какие были на парадном мундире и вицмундире. Подкладка тёмно-зелёная; в Артиллерийской роте Гвардейского экипажа — черная.
Шаровары тёмно-зелёные, без выпушки. Летние шаровары (в пешем строю только для тех, которым не полагается быть верхом, а на судах всем вообще), кивер и сюртук оставлены прежние, но у сюртука воротник скошенный и полы на 2 вершка (8,8 см) выше колен.
Штаб-офицер Гвардейского экипажа (в строевой парадной форме), матрос Гвардейского экипажа в строевой форме и обер-офицер Гвардейского экипажа (в вицмундире со шляпой-треуголкой), 1855–1858 годы.
Обер-офицер Гвардейского экипажа в белом кителе (полотнянике) с погонами и в белой фуражке, штаб-офицер Гвардейского экипажа в сюртуке с кортиком и в зеленой фуражке, матрос Гвардейского экипажа в судовой форме (синяя рубаха с белым воротником и двумя оранжевыми полосками) в шляпе с лентой, унтер-офицер Гвардейского экипажа в шинели с погонами и лычками с палашом и в зеленой фуражке, 1855–1870 годы.
Штаб-офицер Гвардейского экипажа (в строевой парадной форме).
Обер-офицер нестроевой роты (в строевой парадной форме).
Унтер-офицер Гвардейского экипажа (в пальто).
Матрос Гвардейского экипажа (в судовой форме).
1855 год.
Фельдфебель Гвардейского экипажа (в летней форме), матрос Гвардейского экипажа (в походной форме), 1858–1862 годы.
Пуговицы Гвардейского экипажа, 1857 -1917 годы.
Погоны адмиралов и офицеров Гвардейского экипажа 1855 — 1917 годов
Адмирал, 1855 – 1857 годы.
Адмирал запаса, 1893 – 1917 годы.
Адмирал в отставке, 1899 – 1917 годы.
Вице-адмирал, 1857 – 1872 годы.
Вице-адмирал запаса, 1893 – 1917 годы.
Вице-адмирал в отставке, 1899 – 1917 годы.
Контр-адмирал, 1872 – 1917 годы.
Контр-адмирал запаса, 1893 – 1917 годы.
Контр-адмирал в отставке, 1899 – 1917 годы.
Капитан I ранга, 1855 – 1857 годы.
Капитан I ранга запаса, 1893 – 1914 годы.
Капитан I ранга в отставке, 1904 – 1917 годы.
Капитан 2 ранга, 1855 – 1857 годы.
Капитан 2 ранга, 1857 – 1917 годы.
Капитан 2 ранга в отставке, 1904 – 1917 годы.
Капитан-Лейтенант, 1857 – 1884, 1909 – 1911 годы.
Старший лейтенант, 1909 – 1917 годы.
Старший лейтенант запаса, 1909 – 1917 годы.
Лейтенант, 1855 – 1857 годы.
Адъютант Лейтенант, 1857 – 1917 годы.
Поручик Артиллерийской роты, 1857 – 1917 годы.
Поручик по Адмиралтейству, 1855 – 1857 годы.
Лейтенант запаса, 1893 – 1917 годы.
Лейтенант в отставке, 1905 – 1917 годы.
Мичман, 1909 – 1917 годы.
Мичман, 1857 – 1909 годы.
Погоны нижних чинов Гвардейского экипажа, 1891 — 1908 годы
Боцман, фельдфебель
Рулевой боцманмат
Сигнальный квартирмейстер
Матрос 1 и 2 статьи
Старший писарь
Машинный квартирмейстер 1 статьи
Баталер 2 статьи
Фельдфебель школы юнг
Унтер-офицер школы юнг
Ефрейтор школы юнг
Погоны нижних чинов Гвардейского экипажа, 1908 — 1917 годы
Боцман строевой роты
Рулевой боцманмат
Сигнальный квартирмейстер
Старший писарь
Машинный квартирмейстер 1 статьи
Баталер 2 статьи
Фельдшер 1 статьи
Фельдшер 2 статьи
Клапаны на шинели Гвардейского экипажа
Офицеры
Офицеры Артиллерийской роты
Офицеры по Адмиралтейству
Адъютатнты
Медицинские чины
Адмиралы
В период 1881–1892 годы была существенно изменена форма одежды офицеров и матросов Гвардейского экипажа. Она стала более удобной для корабельных работ нижних чинов и более комфортной и нарядной для офицеров.
Обер-офицеры Гвардейского экипажа (в обыкновенной форме и в сюртуке), 1892 год.
Боцман и матрос Гвардейского экипажа (в строевой форме), 1881–1892 годы.
Квартирмейстеры Гвардейского экипажа (в синей фланелевой рубашке и белой рубашке), 1881–1892 годы.
Во время царствования Николая II униформа офицеров и нижних чинов Гвардейского Экипажа претерпела несущественные изменения, что заметно на фотографиях и акварелях того времени. Так, например, вместо стоячего воротника на мундирах нижних чинов был введен в 1892 году отложной воротник. Для офицеров была введена шляпа вне строя и фуражка с козырьком для строя. На офицерских мундирах носились как эполеты, так и погоны.
Морская офицерская сабля стала прямой, а унтер-офицеры стали носить морские палаши вместо тесаков. При вицмундирах и вне строя офицеры носили морские кортики.
Мундир офицера Гвардейского экипажа без эполет, 1910 год.
Мундир лейтенанта Гвардейского экипажа c эполетами начала 1900-х годов.
Мундир младшего квартирмейстера Гвардейского экипажа начала ХХ века.
Пальто офицера Гвардейского экипажа с погонами капитана 1-го ранга, 1900-е годы.
Шляпа адмирала Гвардейского экипажа, 1900-е годы.
Мундир унтер-офицера Гвардейского экипажа, конец ХIХ — начало ХХ века.
Бушлат боцмана Гвардейского экипажа, начало ХХ века.
Бляха от поясного ремня нижних чинов Гвардейского экипажа, начало ХХ века.
Матрос и лейтенант Гвардейского экипажа в летней форме одежды, 1914
Мичман и матрос Гвардейского экипажа в зимней форме одежды, 1915
Источники информации:
1. Висковатов «Историческое описание одежды и вооружения российских войск»
2. Малышев «Морской Гвардейский экипаж. 300 лет. История и современность»
3. Малышев «Создание Морской гвардии в России»
4. Чернышев «Морская гвардия Отечества»
5. Устьянов «Мундир Гвардейского флотского экипажа из музея армии в Стокгольме»
6. Щепотьев «Памятка Гвардейского экипажа 1710 - 1910»
7. Горохов «Русская императорская гвардия»
8. Штейнгейль «Императорская Российская гвардия 1799 – 1878. Хронологические таблицы»
9. таблицы А. И. Кузнецова
комментарии: