Первоначально управление движением и техническое обслуживание судов осуществлялось вольнонаемными экипажами во главе с невоенными капитанами, которые носили общефлотскую форменную одежду без знаков различия. Команды пограничной стражи, возглавляемые офицерами (по одному на судно), находились на судах в качестве пассажиров или десанта и в случае надобности осуществляли таможенный досмотр судов в море.
Ведомственная принадлежность к Министерству финансов определила для обмундирования флотилии ОКПС применение оригинального исторически традиционного светло — зеленого цвета пограничной стражи.
Уже 8 апреля 1894 года были высочайше утверждены образцы фуражки, мундира, шаровар и шинели нижних чинов.
С 16 января 1898 года начала действовать «Табель дополнительного обмундирования нижних чинов судов», содержавшая отличия флотилии Отдельного корпуса пограничной стражи (ОКПС), в частности, касающиеся фланелевой и форменной рубах.
При этом основанием отличий было применение исторически традиционных цветов пограничной стражи — белого и светло-зеленого.
Со временем гребцы, комендоры, боцманы стали назначаться из нижних чинов пограничной стражи, моряков военного флота и были обмундированы в военную одежду с присущими флотилии ОКПС отличиями.
На фуражках — бескозырках на черной ленте золотом наносилось наименование судна, а вокруг темно — зеленых тульи и околыша располагались три светло-зеленые выпушки.
На воротник темно-синей фланелевой рубахи в три ряда настрачивалась светло-зеленая тесьма. Тремя рядами светло — зеленой тесьмы окантовывались и белый воротник, и манжеты белой форменной рубахи.
Фланелевая рубаха надевалась поверх форменной так, что белый воротник последней всегда выпускался наружу.
Цвета воротников «форменок» в то время не были едиными и служили различием флотских формирований. Например, в Амударьинской флотилии воротники были красными.
Нательная рубаха первоначально была расцвечена белыми и зелеными полосами.
Строевая служебная форма моряков ОКПС, 1898-1913 годы (слева-направо):
— мичман (после 1908 года);
— артиллерийский кондуктор;
— матрос-комендор.
К 1911 года на флотилию ОКПС было распространено ношение общефлотской тельняшки Морского ведомства образца 1908 года.
Погоны и погончики нижних чинов светло — зеленого цвета с белыми цифрами бригад были единого для ОКПС образца.
Шинели были также единого для ОКПС образца — светло-серые с темно-зелеными клапанами (петлицами) на концах воротников, окантованных светло — зеленым сукном.
Пуговицы на шинели — золотистые, а револьверные шнуры нижних чинов – светло — зеленые.
Так предписывала «Табель предметов обмундирования и снаряжения нижних чинов и вольнонаемной прислуги на судах флотилии ОКПС», утвержденная 15 февраля 1902 года.
Судовая униформа моряков ОКПС, 1902-1907 годы (слева-направо):
— ротмистр (в мундире);
— фельдфебель;
— матрос (парадная форма).
Зимняя форма моряков ОКПС, 1907-1917 годы (слева-направо):
— матрос (судовая);
— лейтенант (повседневная вне строя),
— матрос (береговая).
Для выдачи отличившимся нижним чинам 17 октября 1908 г. были учреждены
нагрудный знак и часы «За пограничный надзор».
Привычные для эмблемы пограничной стражи винтовка и шашка дополнялись на знаке адмиралтейским якорем, символизировавшим возросшее значение охраны морских границ.
На овальном щите располагался вензель императора Александра III.
Летняя строевая служебная форма моряков ОКПС, 1908-1913 годы (слева-направо):
— мичман (в сюртуке),
— артиллерийский кондуктор,
— матрос-комендор.
Офицерская служба на флотилии ОКПС по сравнению с флотом Морского ведомства не считалась столь престижной, поэтому качество подготовки офицеров и их возрастной состав оставляли желать много лучшего.
С 1899 года на суда флотилии стали планомерно откомандировывать добровольцев — офицеров Морского ведомства и назначать окончивших Морской корпус.
В 1904 году им предписывалось носить высочайше утвержденную 7 октября 1903 года форму одежды офицеров флотилии ОКПС:
— фуражку с тремя светло — зелеными кантами,
— двубортный (два ряда по шесть пуговиц) мундир с зелеными выпушкам,
— белый двубортный китель («полотняник»),
— черный сюртук и жилет,
— пальто и знаки различия, присвоенные офицерам пограничной стражи — золотой галун погон и флотских эполет со светло — зеленым подбоем, выпушками и просветами.
Цвет сукна обмундирования предписывался черный.
Пуговицы — золотые с орлом, наложенным на два перекрещенных адмиралтейских якоря (из «Высочайше утвержденного описания обмундирования для морских офицеров пограничной стражи»).
В 1904 году для офицеров флотилии, носивших до того кавалерийские чины пограничной стражи: корнет, ротмистр, подполковник и т.п., были введены морские чины: мичман, капитан 2 ранга и т.д.
Знаки различия при этом не менялись.
Со временем для офицеров были введены:
— пальто темно — серого цвета («маренго»),
— полупальто,
— двубортный мундир с застежкой на восемь пуговиц.
Темно — зеленый, почти черный мундир впоследствии стал совсем черным со светло — зелеными нарукавными клапанами и выпушками. Воротник и нарукавные клапана были украшены петлицами.
В 1907 году белый двубортный китель был заменен общефлотским белым однобортным.
Кроме белого офицеры флотилии носили походный однобортный китель цвета хаки образца 1907 года.
В 1909 году было упорядочено обмундирование и снаряжение для классных и вольнонаемных оружейных мастеров и служащих по вольному найму, для нижних чинов, а также вольнонаемных рулевых и гребцов на гребных (парусных) судах отдельного корпуса пограничной стражи (см. таблицы ниже):
В 1910 году на них было распространено ношение темно — синего флотского кителя.
Холодное оружие офицеров и унтер — офицеров и темляки к нему соответствовали типу обмундирования, вначале — кавалерийскому пограничной стражи, а после введения флотских чинов и морской форменной одежды — морскому.
Револьверный шнур офицеров оставался неизменной расцветки —-серебряный с черной и оранжевой нитями.
В зависимости от обстоятельств форма одежды корабельного состава подразделялась на:
— парадную,
— парадную для строя,
— береговую,
— десантную,
— повседневную,
— служебную,
— судовую.
Парадная форма моряков ОКПС, 1907-1917 годы (слева-направо):
— старший боцман,
— капитан-лейтенант (для строя),
— лейтенант,
— матрос (1893-1917 годы).
Летняя судовая форма моряков ОКПС, 1913-1917 годы (слева-направо):
— машинный кондуктор,
— лейтенант,
— матрос.
С началом Первой мировой войны 1914 года корабли флотилии были зачислены в состав действующих флотов Морского ведомства в качестве посыльных и портовых судов.
Им удалось благополучно пройти военные испытания. Погибло только одно судно.
Значительная часть офицеров этих судов в течение трех военных лет продолжала носить форму одежды флотилии ОКПС, несмотря на то, что многие предметы выдавались через два года.
Приказы Временного правительства по флоту практически уничтожали оригинальность морской формы одежды флотилии ОКПС и поэтому официальное существование ее ограничивается периодом 1898—1914 гг.
Источники информации:
1. Сафонов «История униформы российских стражей границы (1827-1917)»
2. Куликов «История пограничной формы»
3. Кузнецов «Флотилия Отдельного Корпуса Пограничной Стражи и Морская крепость Императора Петра Великого» (таблица № 02)
4. Материалы сайта uniforminsignia
комментарии: